Герасимова Инга Владимировна
Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музей (лат. museum; греч. museion – «храм муз») – помещение, где хранят, комплектуют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта и т. д. При этом формируется особое музейное пространство, которое обусловливает специфику воздействия данных предметов на развитие личности и формирование мировоззрения, отношения человека к нерукотворному и рукотворному миру, другим людям и самому себе. Поэтому, в зависимости от уровня формирования образа себя и образа мира, выделяют музеи для детей и для взрослых
Публикация «Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и поли-художественного подхода через педагогический процесс. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами.
В нашем детском саду успешно внедряются и используются различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в детском саду».
Северодвинск – уникальный город по своей природе и историческим событиям. Есть в нем и краеведческий музей. Но часто ли дети бывают там? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музей. Причины самые разные, но часто родителям кажется, что дошкольникам рано посещать подобные места.
Как же привлечь внимание к музеям. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и были названы мини-музеями. В создании выставок и проведении экскурсионных игровых бесед участвуют не только педагоги, но и дети и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини-музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне со взрослыми.
Создавая мини-музейные комплексы мы избрали следующие направления:
• Ознакомление с окружающим миром;
• Нравственно-патриотическое воспитание;
• Физическое развитие и оздоровление.
Предмет изучения – природно-климатическая среда Архангельской области, основные профессии северодвинцев, предметы ближайшего окружения дошкольников.
Цели:
• Формировать познавательные и творческие способности в процессе овладения художественной и информационно - поисковой деятельностью;
• Расширять знания в области национально-региональной политики;
• Индивидуализировать процесс воспитания, интегрировать различные виды детской деятельности.
Задачи:
• Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в мини-музее детского сада;
• Овладевать основными навыками учебной и трудовой деятельности: умением работать с текстом (анализ сказок, стихотворений, фактического материала, высказываний участников событий, придумывание собственной сказки или стихотворения, использование схем-заместителей.
Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.
Ожидаемые результаты:
- формирование основ патриотизма, последовательное введение ребенка в социальный мир;
- позитивных моделей поведения, умения представлять материал, коммуникативных качеств, навыков работы с информацией;
- развитие способностей, потребности в ЗОЖ и социально активной позиции ребенка;
- участие во всех видах деятельности, совершенствование грамматического строя речи, приобщение родителей к жизни детского сада.
Занятия, экскурсии, развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Каждое занятие-экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, помощников воспитателя, даже авторов занятия (включается личностный компонент, когда они рассматривают историю своей семьи в сочетании с историей города и жизнью города.
В нашей группе были организованны следующие мини-музейные комплексы :
«В царстве сказочных драконов»
«Народная игрушка»
«Игрушки наших бабушек»
«Музей моды»
«Сделано в Северодвинске, сделано –
насовесть»
«Чайник на столе начальник»
«Музей космонавтики»
«Такие разные очки»
Я хочу остановиться более подробно на создании одного из них: «М. В. Ломоносов - великий сын России». Известно всем, что 2011 год был посвящен празднованию 300 - летия М. В. Ломоносова. Наш детский сад и конкретно наша группа не остались в стороне от этого события.
Так было принято решение открыть мини-музей великого земляка. Для этого дети совместно с родителями начали сбор материалов (книги, буклеты, открытки, экспонаты косторезного промысла, фотографии с мозаичными витражами, макет интерьера северной избы и др.)
Во время Ломоносовской декады провели с детьми беседу о М. В. Ломоносове, конкретно о родовом месте его семьи. Вечером рассматривали иллюстративный материал о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Во время организованной непосредственной образовательной деятельности работали с картой, измеряли условной меркой путь Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву. Многократно рассматривали мозаичные работы детей подготовительной группы, сравнивали их с работами, изготовленными по технологии смальтового стекла, которую открыл М. В. Ломоносов, также выполняли аппликационные работы в технике мозаики, украшая «хрустальную» посуду. В рамках декады побывали в городском краеведческом музее, посетив экспозицию «Великий сын Севера», где пополнили знания детей о биографии и научных достижениях великого земляка и ученого. Дети с удовольствием слушали о жизни маленького Михайлы в Холмогорах, его увлечениях, о том как он помогал отцу ловить рыбу и о годах учебы юного Ломоносова в Германии. В музее дошкольников очень заинтересовали экспонаты о быте семьи Ломоносова, его ученой деятельности, а особенно макет химической лаборатории.
В это же время мы провели опрос на тему «Имя Ломоносова на карте нашего города и на карте России». Детям и родителям было дано задание узнать, что связано с именем Ломоносова в нашем городе и стране. Дети с удовольствием делились полученными знаниями: самая длинная улица в городе названа именем Ломоносова; наш детский сад расположен на улице Ломоносова; есть в городе площадь Ломоносова на которой находится памятник великому помору; университет носит имя М. В. Ломоносова и т. д.
В дни юбилея была организованна целевая прогулка на площадь Ломоносова, где дети вспомнили заслуги великого земляка и возложили цветы к памятнику. В завершение была проведена викторина, по итогам которой победителям вручались медали «Юные Ломоносовцы».
Итогом декады стало открытие в группе мини-музея «М. В. Ломоносов - великий сын России», где были представлены материалы собранные родителями воспитанников и педагогами, а также фото-отчет о мероприятиях, проведенных в рамках декады.
Гостями нашего мини-музея были воспитанники и родители старших групп детского сада, а также педагоги из дошкольных учреждений города.
Благодаря проводимой комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проектов - все это дает детям простор для активной творческой деятельности.
В заключении хочется отметить, что занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.
Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей. Расширяется простор и для творческой активности педагогов : разработаны и апробированы авторские дидактические игры, атрибуты, макеты, аншлаги и т. д.
Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с городским краеведческим музеем, который предлагает достаточно широкий ассортимент игровых занятий и экскурсий.
Данная работа позволяет вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть их творческий потенциал.