Светлана Анатольевна Батенькина
Музейная педагогика для дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, в ходящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, как реализует свой потенциал.
Публикация «Музейная педагогика для дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Окружающие ребё нка люди вступают между собой в разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т. д. Необходимо уже в дошкольном возрасте сформировать у детей представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Наше дошкольное учреждение является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования - это установление прочных связей с социумом. Целью этой работы является становление духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Это направление реализуется в совместной деятельности между детским садом, музеем Н. М. Рубцова и библиотекой им. А. С. Пушкина. Программа музейной педагогики «Здравствуй, музей!» стартовала на базе музея Н. М. Рубцова в ноябре 2004 года. Это был первый в стране опыт подобной работы с дошкольниками среди рубцовских музеев и центров. Уже первый год работы показал, как программа интересна и полезна детям и взрослым.
Ребёнок в дошкольном возрасте как открытая книга. Он готов воспринимать всё новое и интересное: он удивляется, задумывается, рассуждает, познаёт новое. Именно в этом возрасте можно успешно использовать в работе с детьми музейную педагогику.
Для дошкольников уместно постепенное знакомство с миром музеев. Оно начинается в детском саду. Детям рассказывается об особенностях музеев, их видах, значении в жизни страны, города, человека; правилах поведения в музее. Музейная педагогика представлена разными формами и методами, интересной подачей материала. Можно назвать следующие формы: викторина, компьютерная презентация, показ видеофильмов, игры, конкурсы, выставки, мастер-классы, встречи с дзержинскими поэтами.
В нашей практике на вводном занятии дети знакомятся с такими понятиями как «экспонат», «экспозиция». В ходе своеобразной виртуальной экскурсии вместе с взрослыми ребята рассматривают репродукции картин, изделия народных промыслов Нижегородского края; предметы быта, утварь и т. д.
В таком случае первое посещение настоящего музея станет для ребёнка во многом «встречей со старыми знакомыми».
Поэзия Николая Рубцова содержит огромный воспитательный потенциал. Его стихи для детей – «Медведь», «Коза», «Мальчик Вова», «Жеребёнок» и др. – близки и понятны даже самым маленьким читателям и слушателям. Столько в них тепла, сочувствия, любви ко всему живому. «Педагогика по Рубцову» учит ребят любви к природе, родине, внимательному и доброму отношению к окружающим.
Экскурсия-занятие в литературном музее поэта проходят всегда интересно, живо. С особым удовольствием дети рассматривают экспонаты, выполненные руками их сверстников, в том числе и воспитанниками нашего детского сада. Поделки и рисунки ребятишек из детского сада № 90 представлены в т. н. «детском уголке» музейной экспозиции. После посещения музея Николая Рубцова при библиотеке им. А. С. Пушкина, знакомства с книжками и другими материалами, представленными в мини-музее поэта в родном детском саду, дети охотно заучивают стихи Рубцова, рисуют иллюстрации к ним. В своих работах они отражают собственные впечатления от услышанного и увиденного, ещё раз переживают радость от посещения музея, чтения книжек поэта.
С первых дней совместной работы мы являемся активными участниками и помощниками музея и библиотеки в организации и проведении различных мероприятий. Результаты интересной и полезной совместной деятельности высоко оценены в городе. Воспитанники детского сада № 90 неоднократно становились призёрами и дипломантами конкурсов чтецов, городских акций, праздников.
С. А. Батенькина, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №90», лауреат
премии музея Николая Рубцова
г. Дзержинска «Добрый Филя» .