Светлана Балушкина
Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.
Во-первых, положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.
Темочки:
Во-вторых, музейная технология – это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов, включены в программные задачи и для детей младшего возраста
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Познание - то сложное образование, в котором можно выделить компоненты неразрывно взаимосвязанные между собой.
Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений фактов событий нашего мира и мыслительные процессы необходимые для получения и переработки информации.
Собственно информация (сведения факты события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.
Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о то, к чему относятся плохо отрицательно.
На этой особенности детей и основывается технология музейная педагогика. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности являющейся фундаментом на который легко накладываются знания.
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей тематического содержания.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Во –первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала. Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой на время. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в необходимо учитывать следующие принципы.
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).