Папки-передвижки

Музейная педагогика

Света Носкова
Музейная педагогика

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Актуальность

Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах

Музейная педагогика является инновационной технологией в

сфере личностного воспитания детей, создающая условия

погружения личности в специально организованную предметно-

пространственную среду, формирование нравственно-патриотических чувств у детей.

Основной целью музейной педагогики является :

приобщение подрастающего поколения к культуре своей страны и региона, уважение к другим народам и культурам, воспитание нравственно-патриотических чувств, формирование интереса к самобытности и истории народов нашего края, творческое развитие личности ребенка.

Задачи:

• Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;

• Развитие речи, расширение активного словаря;

• Формирование интереса к самобытности и истории народов нашего края.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

* воспитывать любовь к родному краю, к своей Родине;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов:

На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.

На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс

создания тематического мини – музея : участвуют в сборе

экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

Для детей всех возрастных групп, это такие методы как:

-погружение в прошлое,

-манипулирование с музейными предметами,

-вопросно-ответный метод,

- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

-обыгрывание ситуаций,

-мини-спектакли,

-смена интерьеров,

-экскурсия по выставке,

-демонстрация экспонатов,

-эвристическая беседа и так далее.

Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:

Познавательное развитие

Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.

Речевое развитие

Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари.

Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы, ИЗО, музыка)

• Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д.)

• Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.

• Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

Правила музейной педагогики

Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.

Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

А сейчас вы увидите фотографии наших мини - музеев.

Мини - музей «Русская изба», вначале был оформлен как уголок в старшей группе, со временем решили оформить специальную комнату под русскую избу. Благодаря родителям, жителям нашего поселка и сотрудниками «Русская изба» пополнилась разными предметами старинного быта: костюмами, русской печкой, прялками, самоваром, ткацким станком, веретеном, утюгом, коромыслом, вышитыми рушниками, салфетками, скатертью, глиняной посудой, подзорами, игрушками из веревки и мочала, предметами печной утвари: ухват (рогач) для «ухватывания» горшка из печи.

Мы живем с людьми разной национальности и поэтому возникла идея создать мини-музей «Казахская юрта», где дети знакомятся с бытом, национальной одеждой и музыкальными инструментами казахов.

В этом году создали новый мини-музей «Музыкальных инструментов», где дети с большим интересом знакомятся с разными музыкальными инструментами и музыкальными игрушками. Дети не только их рассматривают, а еще учатся играть на них.

Мини - музеи– это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учрежденияМузейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения С дошкольного возраста необходимо формировать личность ребенка,его культуру для того чтобы ребенку было понятно : он - частью своего народа,.

Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы Из опыта работы. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.

Консультация «Музейная педагогика» «Без прошлого, нет будущего….» Время не стоит на месте, прогресс быстрыми темпами движется вперед. Меняется мировоззрение, создаются инновационные.

Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольника МУЗЕЙ - неотъемлемая часть культурного наследия МУЗЕЙ - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение.

Музейная педагогика. Мини-музей «Семейный оберег»Музейная педагогика. Мини-музей «Семейный оберег» Музейная педагогика. Мини - музей "Семейный оберег". Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном.

Музейная педагогика. Посиделки «Ай да валенки!»Музейная педагогика. Посиделки «Ай да валенки!» Проводилось занятие в музее детского сада " Русская изба" Цель: Знакомство с русским народным промыслом - валенки. Что они часть русской.

Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика в Детском саду. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. «Музейная педагогика»… Сегодня.

Фотоотчет «Музейная педагогика в ДОУ»Фотоотчет «Музейная педагогика в ДОУ» На мой взгляд, музейная педагогика – это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. В своей.

Музейная педагогика как средство развития креативности дошкольников Будущее – это наши дети и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому, Родине. Необходимо помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика
Опубликовано: 18 марта 2019 в 08:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД