Барлыбаева Салтанат
Консультация «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без прошлого, нет будущего….»
Время не стоит на месте, прогресс быстрыми темпами движется вперед. Меняется мировоззрение, создаются инновационные технологии. И сегодняшние дети легко приобщаются к техническим средствам информационных технологий. За последние годы произошли серьезные изменения в переориентации духовных и нравственных ценностей.
Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у детей? Чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства, тем более и органично у них будет вырабатываться «инстинкт культуры». Портреты великих людей прошлых веков, обыкновенные предметы быта, картины, старые потрепанные книги, подчас могут дать больше для взаимного понимания, чем серьезная монография.
Публикация «Консультация „Музейная педагогика“» размещена в разделах
И здесь на помощь приходит музейная педагогика.
В рамках реализации программы «Рухани жаыру»на базе нашего ясли/сада создан мини музей «Мражай-асыл азына». К сбору материала для музея подключились не только сотрудники. но и родители.
Целью создания музея является создание условий для формирования потребности в общении с искусством, с прошлым своего народа, навыков такого общения и радости от него. Задачи, которая решает музейная педагогика : учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т е учить оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Формировать понятие взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием. т е к художественному восприятию действительности. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Вызвать уважение к другим культурам. готовность понимать и принимать систему иных ценностей. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия Казахстана. Оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Формировать у детей патриотические качества любви к родному городу, Родине. Воспитывать гражданина-патриота. Для пополнения музея педагогами нашего сада была проведена акция среди родителей «Подарок в музей детского сада»,собрали богатый материал (бесік,шымылды,санды,крпешелер,торсытар,диірмен,маслобойка,кесе, ожау,йіршік,зерделер,тскииз,оржын,аяап) который используется на занятиях по ознакомлению с национальными обрядами и традициями. Учителем казахского языка Гапуовой Г Б была создана галерея казахских батыров: Раиымбек, Кенесары, Бкенбай, Кажымукан, Каракесек, Есентемир и др.
Музыкальным руководителем Гуровой И. И. собрана коллекция национальных музыкальных инструментов: домбыра, ылобыз, сазсырнай, сыбызы,асатая. дети на занятиях по музыке знакомятся с национальными инструментами, учатся играть на них. Была организованна экскурссия в городской музей, где дети расширили полученные раннее знания о культуре, быте, традициях казахского народа. Дошкольники с интересом рассматривали яркие нарядные платья и камзолы, украшения, головные уборы, военное снаряжение и др.
Также детям запомнилось геологическое отделение музея : причудливые минералы, полезные ископаемые. которым богат наш Казахстан, привлекают интерес детей. Дети познакомились с историей возникновения Карачаганакского месторождения, узнали какие полезные ископаемыми богат именно наш регион. Так,в мини-лаборатории детского сада появились минералы, полезные ископаемые. а дети смогли рассмотреть, потрогать экспонаты, узнать о них. Музейно-педагогическую деятельность в условиях детского сада начинает осуществлять воспитатель,затем родителямдаются методические рекомендации по воспитанию интереса у детей к музейным экспозициям.
Музейная педагогика-это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения,педагогики и психологии,рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
В дальнейшем, с целью закрепления эмоциональных впечатлений от посещения и прикосновения к искусству, истории проводятся занятия: творческие: «Легенда о «Золотом человеке»», «Сокровища музейного сундучка» и т. д. Интерактивные (конкурсы,турниры,викторины) «Что?Где?Когда?», «Знатоки истории», «Чудеса света» в старших группах «Шынарай»и «дижан».Тематические» : «Ими гордится страна!», «Бессмертный подвиг Казахстана», «Мы помним,мы гордимся!» Погружать детей в мир культуры необходимо на понятно им языке. Формировать потребности в общении с искусством,прошлом своего народа,навыков общения и радости от него осуществляется какв организованной учебной деятельности. так и в нерегламинтированное время в режиме дня.
Хотелось бы закончить статью высказыванием великого педагога В А Сухомлинского : «Каждое мгновение той работы,которая называется воспитанием,это творение будущего и взгляд в будущее».