ольга голубева
Музей народного быта в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музей – от греческого «museion» - храм муз – научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранении е, изучение памятников истории («Энциклопедический словарь» изд. «Советская энциклопедия», М. ,1979 г.).
Для взрослого человека это именно так. А для ребенка – это мир пока незнакомых для него вещей. Как сделать так, чтобы музей не только хранил и показывал экспонаты, но и обеспечивал активную деятельность детей при знакомстве с культурным наследием своей страны, расширял кругозор, повышал воспитанность, приобщал к вечным ценностям?
Публикация «Музей народного быта в детском саду» размещена в разделах
Под музеем в нашем детском саду понимается не просто организация экспозиции, но и разнообразные мероприятия (встречи с интересными людьми, досуги и календарно-обрядовые праздники). Возможность потрогать, понюхать, рассмотреть и даже поиграть с предметами привлекает детей. У них появляется интерес, вследствие этого приобщение к культурному наследию своей страны становиться более эффективным.
А началось все с приобщения дошкольников к русскому фольклору: потешки, песенки, загадки, поговорки, игры, которые любят и взрослые тоже. Во многих произведениях встречаются слова и выражения, непонятные детям. «Горница», «чугунок», «лапти», «коромысло» и др. Велась работа по ознакомлению детей с новыми словами (обогащение словаря). Педагог разъяснял значения непонятных слов, опираясь на картинки, фотографии, но этого было недостаточно. Возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Родители поддержали это идею и активно включились в работу. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половики, из деревень привозили чугунки, крынки и ухваты.
У знакомых и друзей в сараях и на чердаках находили посуду, кухонную утварь. Нашлась даже прялка и старая гармошка. Во время совместных поисков дети узнавали интересные семейные истории, традиции прошлого. Предметов оказалось достаточно много. И в этом году в холле нашего сада появился Музей русского быта. Воссоздав обстановку русской избы, детям представилась возможность увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, растолочь в ступке зерно, нарубить капусту в корыте, как это делали бабушки и прабабушки. На занятиях дети знакомятся с размещением семьи и гостей за столом, назначением кухонной утвари.
Но самое главное, они знакомятся с правилами гостеприимства, которым всегда славился русский народ : «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол» и др.
Цели создания музея :
- приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа;
- воспитание ценностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства
любви к Родине;
- развитие познавательных способностей детей (наблюдательность, внимание, фантазия,
умение находить причины и следствия событий, умение сравнивать свой образ жизни и
образ жизни наших предков);
- закрепление эмоционально-положительного отношения к тем местам, где ребенок
родился и живет.
Музей располагает постоянными и сменными экспозициями: уголок орудий труда, уголок женского рукоделия, уголок предметов домашнего обихода.
Задача любой композиции – не только показать детям старинный быт, но и донести до них, что это – неотъемлемая часть нашей культуры, ее нужно знать и сберечь для будущих поколений.
Каждая встреча с Хозяюшкой горницы детям запоминается очень хорошо, так как интересная информация подкрепляется чем-то, сделанным своими руками. Осень дети мастерят бусы из рябины, зимой – куклы-накрутки, весной – жаворонков из теста, расписные игрушки. Полученные знания применяются образовательной деятельности по всем направлениям развития. Н физкультурных занятиях играют в известные и изучают неизвестные русские народные игры. На музыкальном занятии дети разучивают попевки, частушки, водят хороводы. К проведению больших народных праздников (Масленица, колядование и т. д.) готовится весь детский сад.
Работа Музея систематизирована по тематическим блокам.
сентябрь «В гостях у хозяюшки»
Цель: знакомство с жилищем русского народа.
октябрь «Мир старинных вещей»
Цель: знакомство с музейными экспонатами.
ноябрь «Вечера долгие – руки умелые»
Цель: знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
декабрь «К нам гости пришли»
Цель: знакомство с этикетом и правилами гостеприимства.
январь «Как ходила коляда!»
Цель: знакомство с календарными праздниками (подготовка к празднику, веселье, участие в нем детей)
февраль «Хозяйкины помощники»
Цель: знакомство со старинной посудой и утварью»
март «Печка – хозяйка»
Цель: знакомство с печью, ее роль, необходимость в домашнем хозяйстве.
апрель «Волшебная прялица»
Цель: знакомство с орудиями труда по обработке шерсти.
май «Как у наших у ворот…»
Цель: знакомство с произведениями фольклорного жанра.
июнь «День рождения березки. Троица»
Цель: знакомство с летним девичьим праздником. «Троица – зеленые святки»
июль «У нашего крыльца нет веселию конца»
Цель: активизация музыкального творчества детей.
август «Яблонька – именинница»
Цель: формирование у детей представлений о труде русских крестьян.
Используемая литература:
1. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», ИД «Карапуз», М., 2000 г. ;
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд. «Детство-Пресс», С. -П., 2008 г.