Аида Симонян
Изучение истории, культуры и быта казачества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли» (Н. Смирнов) |
Публикация «Изучение истории, культуры и быта казачества в детском саду» размещена в разделах
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте дети подвержены влиянию окружающих и очень важно, как мы воспитаем в них доброту, веру в справедливость, и развиваем в них такие качества личности, как человеколюбие, сердечность, человечность, желание помочь человеку в беде, помочь ближнему. Поэтому нужно уже с самого раннего детства воспитывать в детях нравственно - патриотические чувства, гордость за свою малую и большую Родину. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению традиций нашего края, поскольку живём мы в Краснодарском крае, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающемся на современном этапе. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
В нашей группе создан мини - центр по изучению казачьего быта
Макет казачьего подворья. Такие хаты кубанские казаки строили в России, на Кубани.
Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи.
Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха".
Макет кубанской хаты. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.
В хате обычно коридор, большая комната и сени.
На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.
Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.
В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.
В доме был сундук, рядом кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками. Дети и старики спали на лавках и на печи.
Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного кубанского фольклора, который включает в себя – колыбельные песни, потешки, частушки, прибаутки. Кубанские песни пользуются большой любовью и влиянием на патриотическое воспитание. Именно песня воссоздает для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, укладовую, духовную сторону. Устное народное творчество кубанских казаков яркое, напевное, поэтичное.
В группе собраны картотеки казачьих игр, сказок, песен, стихи казачьих поэтов, пословицы и поговорки, а также журналы на казачью тематику
Особое место в группе занимает уголок по духовно-нравственному воспитанию
В гости к детям приходят казаки, которые рассказывает о быте, традициях казачества,а также о первых атаманах.
С детьми проводятся праздники, развлечения.
Собранный материал позволяет формировать у детей познавательный интерес и представления о том, чем славен родной край, город, традиции, быт и занятия кубанских казаков. Дети соприкасаются с историей города, края, предметами быта своих предков. Взяв их в руки, они легче запоминают и эмоционально воспринимают историю своего народа.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть духовного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование духовных ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ духовного воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.