Татьяна Викторовна Романова
Музей как площадка для развития общего кругозора и познавательной деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 236»
Педагогический проект
«Музей как площадка для развития общего кругозора и познавательной деятельности у старших дошкольников»
Авторы проекта
воспитатели: Анопова А. А.
Романова Т. В.
г. Ярославль
Пояснительная записка
Актуальность
Публикация «Музей как площадка для развития общего кругозора и познавательной деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Тип проекта: долгосрочный
Вид: информационно практико- ориентированный
Участники: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, родители, воспитанники старшей группы.
Сроки реализации проекта: октябрь – май
Цель:
-создание условий для развития познавательных процессов у детей с применением технологии музейной педагогики;
-повышение компетенций педагога в области применения музейной педагогики в образовательном процессе.
Задачи:
- сформировать у дошкольников представления о музее;
- использовать занятия в детском саду с музейными предметами, которые проносит сотрудник музея;
- обогатить предметно-развивающую среду ДОУ путем создания мини-музея;
- изучить опыт коллег по теме проекта.
Ожидаемый результат:
Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.
Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.
Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный
1. Знакомство и обсуждение проекта на родительском собрании.
2. Заключение договора с Ярославским музеем-заповедником, выбор тем экскурсий, составление плана экскурсий на год.
3. Выбор места для размещения музея, оформление.
4. Определение тем и названий мини – музея, разработка модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.
5. Подбор литературы по теме.
II Основной
Работа с детьми:
- познавательные беседы по темам «Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др. ;
- викторины, занятия на тему экскурсии;
- рисунки, подделки, с использованием различных техник;
- коллекционирование;
- создание мини – музея;
- изготовление экспонатов своими руками;
- игры музейного содержания;
- просмотр видеофильмов о музеях;
- чтение художественной литературы по теме.
Работа с родителями:
- консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;
- привлечение к сбору экспонатов;
III Итоговый
1. Создание презентации о проведенных выставках.
2. Создание мини-музея «В гостях у Ежа»
3. Представление опыта работы на педагогическом совете.
Календарный план проведения проекта
месяц Содержание работы
октябрь Работа над составлением плана проекта, изучение литературы, подбор методических материалов
ноябрь Беседа с детьми «Что такое музей»
Познавательная лекция для детей старшей и подготовительной группы с сотрудниками музея-заповедника «Птицы нашего края»
Декабрь Консультация для родителей «В музей вместе с ребенком»
Оформление с детьми коллекции различных видов бумаги
Январь Консультация для педагогов «Музейная педагогика как инструмент развития познавательной сферы дошкольников»
Оформление с детьми коллекции ракушек
Февраль Беседа с детьми «Как вести себя в музее?»
Оформление мини-музея моделей военной техники приуроченной ко Дню Защитников Отечества
Март Подготовка и проведение интерактивной экскурсии детьми подготовительной группы для детей старшей и средней групп «Откуда пришла книга?»
Апрель Консультация для родителей «О пользе детского коллекционирования»
Познавательная лекция для детей старшей и подготовительной группы с сотрудниками музей-заповедника «История старого горшка»
Май Подбор экспонатов и оформление мини-музея ежиков, проведение экскурсий для всех возрастных групп
Результаты проекта:
- сотрудниками музея-заповедника проведены познавательные лекции «Птицы нашего края», «История старого горшка»;
- силами воспитанников организована выставка моделей военной техники к 23 февраля;
-подготовлена и проведена виртуальная экскурсия по теме «Откуда пришла книга?»
-подготовлены и проведены консультации: «Как вести себя в музее?», «В музей вместе с ребенком», «Музейная педагогика как инструмент развития познавательной сферы дошкольников»;
-оформлен мини-музей ежиков и проведены экскурсии для детей всех возрастных групп;
-дети расширили свои знания о музее, о том, кто в них работает; попробовали себя в роли экскурсоводов;
-развивающая среда группы пополнилась коллекциями ракушек и различными видами бумаги;
Вспомогательные материалы
Консультация для педагогов
«Музейная педагогика как инструмент развития познавательной сферы дошкольников».
(для подготовки консультации использовались материалы автора Горбуновой Аллы Гайнатдиновны «Музейная педагогика в ДОУ»)
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ:
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия
Литература:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Консультация для родителей
«В музей вместе с ребенком»
(для подготовки консультации использовались материалы автора Ференец Татьяны Рифовны)
Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.
Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.
Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.
Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.
Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному. Нельзя торопить ребенка, пусть он повнимательнее посмотрит те экспонаты, которые больше заинтересовали его. При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.
Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных.
Приобщать детей к музею можно начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение.
В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему закрепить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, рисовании и т. д
Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т. д.
Список литературы
1. Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2008.
3. Рыжова Н. А Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М. : Обруч, 2008. Мини-музеи природы (часть вторая)
4. Трунова М. секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
Фотографии проекта
Коллекция ежиков миниатюры
Мини-музей ежиков
Выставка коллекции моделей военной техники
Коллекция ракушек