Ольга Асылгареева
Консультация для воспитателей «Формируем представление о дружбе»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственному качеств, ее острота не ослабевает никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, герои мультфильмов не всегда отличаются душевностью или нравственной чистотой. Именно мы взрослые, можем исправить сложившую ситуацию, дать детям уроки нравственности, развивать в них духовные ценности, научить быть в первую очередь добрыми, честными, чистыми, справедливыми, уметь дружить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формируем представление о дружбе“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мы можем помочь нашим детям научиться правильно строить свои отношения со сверстниками с самого раннего возраста. Задача взрослых – не навязывать взрослым свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Необходимо сделать так, чтобы ребенок сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.
Данная методическая разработка адресована для воспитателей.
Цель:
формировать представление о дружбе, положительных и отрицательных поступках, поведении.
Задачи:
1. Развивать доброжелательное отношение к окружающим, чувства единства, коммуникативные навыки игрового взаимодействия. 2. Уметь решать конфликты с помощью положительных эмоций. 3. Развивать словарный запас для выражения дружеских чувств. 4. Воспитывать чувство сострадания, желание поддерживать друга. 5. Создавать комфортную атмосферу в группе.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Социально-личностный проект «Мой любимый и преданный друг»
Участники - Дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Вид проекта - Краткосрочный
Тип проекта - Информационно-творческий
Цель-Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу
Задачи: *Формировать среду, мотивирующую детей к нравственным поступкам;
*Приобщать к общепринятым нормам взаимоотношений;
*Способствовать развитию коммуникативных навыков;
*Формировать навыки дружеских отношений;
*Вовлечь родителей для участия в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.
Аннотация:
Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
День ребенка в детском саду наполнен различными делами и событиями, однако многие из них проходят мимо сердца ребенка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости.
Именно общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребёнка, т. е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Проблематизация:
Наблюдая за детьми во время их общения, мы обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема и определила тему нашего проекта – «Мой любимый и преданный друг», целью которого стало формирование у детей представления о друге, дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.
Основополагающий вопрос - Сможем ли мы прожить без друга?
Проблемные вопросы - У тебя есть друг? А кто такой друг? Кому нужны друзья? А что лучше, когда один или много друзей? Могут ли взрослые быть друзьями?
Гипотеза - мы предполагаем, что если не будет друга, то жить без друга будет скучно!
Ожидаемый результат: 1. Формирование личностных качеств, умение адекватно реагировать быть отзывчивым, умение сопереживать; 2. Обогащение представлений о людях, их взаимоотношениях; 3. Активизация словарного запаса детей вежливыми речевыми оборотами; 4. Развитие коммуникабельности, умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
Ценность - благодаря проекту формируются социально-личностные качества детей младшего дошкольного возраста.
Формы реализации проекта - наблюдение за поведением взрослых и сверстников; чтение художественной литературы; заучивание стихов о дружбе; рассматривание иллюстраций; театрализованная деятельность; совместная художественно-творческая деятельность; сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные и пальчиковые игры; совместная деятельность взрослых и детей; организация выставок.
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Этап -Подготовительный
Содержание:
1. Конфликтная ситуация;
2. Обсуждение и решение конфликтной ситуации;
3. Составление листа опроса «Что такое дружба»
4. Анализ листа опроса и создание проекта «Мой любимый и преданный друг»
5. Анкетирование родителей «С кем и как дружит мой ребенок»
6. Обсуждение проекта и составление перспективного плана для реализации проекта.
7. Оформление предметно-развивающую среду в группе (подбор художественной литературы, предметных и сюжетных картинок, а так же литературу малых жанров фольклора, разработка игровых моделей, конспектов НОД, проспектов, изготовление различных видов театра, атрибутов для игр)
2 этап:Основной
Практическая часть:
Беседы с детьми, заучивание стихов, пословиц и поговорок, дразднилок, мирилок, песен и потешек.
Чтение сказок, рассказов:
Сказки:«Дружба зверей»; «Волк и семеро козлят»; «Заюшкина избушка»; «Лисичка сестричка и серый волк»; «Храбрый баран»; «Зимовье»; «Теремок»; «Руковичка»
Стихи: В. Степанов «Лесные друзья»; «Уроки воспитания»
Разыгрывание проблемных ситуаций, игры (подвижные, сюжетно-ролевые, просмотр кукольного театра, постановка театрализованной деятельности.
Просмотр мультфильмов: «Котёнок по имени Гав»; "Мешок яблок"; "Палочка-выручалочка»; "Крокодил Гена".
3 этап:Презентация выставки
Создание фотовыставки «Мой преданный друг».
Развлечение «День рождения друга»
СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Блок 1. «Знакомство с литературными героями»
Воспитатель в течение недели читает с детьми сказки разных народов. При этом обращает внимание на выразительные средства языка, название. ВАЖНО: побуждать детей понимать сюжет сказок, выделяя героев, определять их поступки, поведения.
День недели Название сказки Народы мира
1-й день «Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка
2-й день «Упрямые козы» Узбекская сказка
3-й день «Мышь и воробей» Удмуртская сказка
4-й день «Два жадных медвежонка» Венгерская сказка
5-й день Подведение итогов - «Волшебный сундучок кота Мурлыки»
Сценарий развлечения «Волшебный сундучок кота Мурлыки»
Ход развлечения
Раздается стук в дверь, входит кот с волшебным сундучком
Мурлыка: Здравствуйте дети! Меня зовут кот Мурлыка. Я пришел к вам в гости, да не с пустыми лапами. Сундучок я вам принес. Догадались что в нем?
Дидактическая игра «Угадай название сказки»
Дети поочередно достают из сундучка игрушки животных и называют их. После того как все герои будут выставлены, дети должны сгруппировать животных по сказкам и вспомнить их название.
Воспитатель детям предлагает объяснить название сказок: «Упрямые козлы», «Два жадных медвежонка», «Как лисичка бычка обидела». Дети объясняют название и поступки героев.
Кот Мурлыка предлагает придумать свои сюжеты к этим сказкам, чтобы поступки героев изменились и стали хорошими.
Мурлыка: сказка о «Двух жадных медвежонка» закончилась печально, потому что они пожадничали. Давайте подумаем, что могло бы произойти, если они сразу договорились, когда нашли сыр?
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель предлагает детям пословицу «Жадность до добра не доведет». Спрашивает, как они понимают эту пословицу и объясняют ее значение.
Мурлыка: сказка «Как лисичка бычка обидела» закончилась поучением мамы-лисицы. А теперь давайте, придумаем другую встречу лисички с бычком. И будем считать, что лисичка и бычок очень хорошие, они никогда не обижают своих друзей.
Воспитатель предлагает детям объяснить пословицу «Друга ищи, а найдешь - береги!».
Мурлыка: сказка «Упрямые козлы» тоже закончилась печально для них. Придумайте свой конец этой сказки.
Воспитатель предлагает детям объяснить пословицу «Упрямым быть – людей насмешить!».
Кот Мурлыка благодарит детей, уходит но обещает вернуться. Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями придумать свои сказки и нарисовать сюжет.
ПРИМЕЧАНИЕ: из рисунков, и созданных детьми и родителями сказок в группе организовать выставку.
Блок 2. «Учимся действовать»
1-й день
1. Ритуал начала «Волшебный клубочек». Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на мячик и при этом говорит ласковое слово или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, произносит «волшебные, вежливые слова» и т. д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.
2. Упражнение «Как меня зовут». Воспитатель предлагает детям назвать ласково свое имя.
3. Пластичный этюд «Солнышко». Воспитатель предлагает «согреть» друг друга объятиями.
4. Игра «Дотронься до…». Задача детей обнаружить у участников игры Н: синий цвет и дотронутся
5. Ритуал окончания «Круг друзей». Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди друг на друга.
2-й день.
1. Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки». Дети сидят в кругу, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2. Этюд «Скажи хорошо о друге». По желанию выбирается ребенок, садится в круг и каждый говорит о том, что ему нравится в том ребенке. Воспитатель следит чтобы дети не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка.
3. Ритуал окончания «Речевка».
Все мы дружные ребята.
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботится, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло.
3-й день.
1. Ритуал начала «Доброе животное».Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель предлагает детям послушать, как дышит большое животное. Далее предлагает: вдох-шаг вперед, выдох-шаг назад. Воспитатель предлагает детям послушать, как бьется сердце. Стук –шаг вперед, стук-шаг назад.
2. Беседа «Как можно пожалеть».
Ход беседы.
В гости к детям приходит кот Топтыжка.
Воспитатель: дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, когда кто-то обидел, вам больно, и, наверное, так хочется, что бы вас кто-нибудь пожалел. Давайте поговорим как можно пожалеть. Вот и Топтыжка тоже хочет узнать.
Топтыжка: Ребята, расскажите, как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Что можно сделать? Как вы будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушибся? Если заболела кошка или собачка? Во всех случаях вы будете жалеть одинаково?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, даже если вы спешите, вам весело, обязательно пожалейте того, кому плохо, больно. Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступали с вами. Делайте людям добро, и оно к вам вернется.
3. Этюд «Ой-ой живот болит!».
Воспитатель: два медвежонка Тим и Том,съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой,ой,ой живот болит!
Ой,ой,ой меня тошнит!
Ой,ой,ой мы яблок не хитим!
Мы хвораем Том и Тим!.
Выразительные движения: брови приподнимаем, живот втянут, руки прижаты к животу. Воспитатель предлагает «пожалеть» медвежат.
4. Этюд «Я так устал».
Воспитатель: маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал…».
Выразительность движения: стоя, руки висят вдоль туловища, плечи опущены. Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномика, а другой – помочь донести большую еловую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.
5. Ритуал окончания «Солнечные лучики». Воспитатель предлагает детям поднять руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Блок 3 «Театрализация».
1. Игра «Назови друга ласково». Дети сидят в кругу и предлагают друг другу мягкую игрушку и называют друг друга по имени. Первым начинает игру воспитатель.
2.«Очень жить на свете туго без подруги ли друга». Воспитатель включает фонограмму «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. Пляцковского, предлагает спеть вместе. После этого беседует с детьми о том, что без друга одиноко, с ним всегда весело, интересно играть, и он всегда придет на помощь.
3. Рассказывание сказки.
•«Как собака друга искала». Беседа по содержанию сказки. Затем воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло друзей под слова:
У друга теплая и нежная ладошка.
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить, запомнить надо!
•«Собачке грустно, ей не спиться… С кем собачке подружиться?». Под фонограмму песни «Улыбка» воспиаттель встречает детей, напоминает о том, что эта песня об улыбке, а с ней всегда начинается улыбка.
4. Показ сказки «Как собачка друга искала» на фланелеграфе.
5. Подвижная игра «Песик Барбосик». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Выбирают ребенка, который будет выполнять роль песика. Во время игры воспитатель интонационно подчеркивает настроение Барбосика.
Сидит грустный пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
«Песик, песик, не грусти!
Что случилось, расскажи!»
Отвечает песик,
Приподняв свой носик:
«Без друга плохо жить, не знаю, как мне быть».
«Ты, Барбосик, не грусти,
На ребяток посмотри,
Любой из нас – твой друг.
Становись-ка в круг!
Е. Тихеева.
По окончанию все дети и ребенок – песик танцуют веселый танец под музыку «С нами друг» (муз. Г. Струева, сл. Н. Соловьева)
6. Отгадывание загадок.
Воспитатель встречает детей:
Сказку, детки, в гости звали?
Сказку, детки, очень ждали?
Отгадайте же загадки –
Сказка вновь придет к ребяткам!
1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
Хвостик колечком… (СОБАКА)
2. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко
Любит морковку… (ЗАЯЦ)
3. Серый, зубастый,
По полю рыщит,
Телят, ягнят ищет… (ВОЛК)
4. Большой, косолапый,
Зимой спит,
Летом ульи ворошит… (МЕДВЕДЬ)
После этого воспитатель просит детей догадаться, в какой сказке живут эти звери?
7. Драматизация сказки «Как собака друга искала». Дети по желанию выбирают костюмы и разыгрывают сказку. Роль человека исполняет воспитатель, который в конце сказки благодарит детей.
Блок 4 Заключительный
1.«Дерево поступков».
Входит грустный котенок Торопыжка. В руках у него книга В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Торопыжка: здравствуйте ребята.
Воспитатель: здравствуй Торопыжка. Почему такой грустный?
Торопыжка: я не как не могу найти себя друга.
Воспитатель: почему?
Торопыжка: мой, дядя кот Мурлыка, говорит, что я вести себя не умею. Вот дал мне книгу, сказал, что вы сможете мне ее прочесть и объяснить, что я делаю не так.
Подает книгу воспитателю.
Воспитатель: ребята, Торопыжка принес с собой интересную книгу.
Воспитатель открывает и читает книгу.
«Крошка сын пришел к отцу
И спросила кроха:
«Что такое хорошо,
А что такое плохо…»
Мне кажется я понимаю, в чем проблема Торопыжка. Может быть, мы с вами объясним ему, что такое хорошо и что такое плохо.
Торопыжка, у нас есть не обычное дерево – Дерево поступков. Вместо листочков на этом дереве растут шишки. Что бы превратить их в листочки, надо правильно ответь на вопрос, которые спрятанные внутри шишек. Как только все шишки превратятся в листочки, ты Торопыжка, сразу все поймешь.
Видеоролик (сюжет из м/ф «Мой лучший друг»)
•Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он может сделать?
•Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?
•Саша бежал, упал, поранил колено. Что сделают дети?
Видеоролик (сюжет из м/ф «Просто так!»)
•Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?
•Мальчики из кубиков построили домик, Максим играл рядом и задел его, дом сломался. Что должен сделать Максим?
•Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?
Воспитатель: молодцы! Хорошо отвечали на вопросы.
Торопыжка: ребята вы такие молодцы, так много знаете. Я тоже кое-что знаю о дружбе. Предлагаю не зевать, а немного поиграть.
Игра «Найди друга»
Дети делятся на две группы, одной из которой завязывают глаза и дают возможность походить по группе. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно: ощупывая волосы, одежду, руки и т. д. Затем когда друг найден, игроки меняются ролями.
Торопыжка: поиграли от души, ваши знанья – хороши!
Воспитатель: молодец, Торопыжка. Очень интересная игра. Я тоже предлагаю вам поиграть в игру «Помоги Волшебнику».
Игра «Помоги Волшебнику»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на 3 фотографии с разными выражениями лиц: злым, равнодушным и добрым.
Воспитатель: я прочитаю вам два стихотворения об игрушках. Послушайте.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки смог не смог,
Весь до ниточки промок.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
А. Барто
Дети, давайте разберемся, какая из девочек бросила хозяйку, какая оторвала мишке лапу, а какая жалеет и мишку и зайчика.
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками.
2. Ритуал окончания «Эстафета дружбы»
Воспитатель: вы нашли своих друзей? В нашей группе все дружат друг с другом. Я предлагаю вам присесть на ковер и взяться за руки и передать эстафету дружбы. Торопыжка мы тебя тоже приглашаем.
Дети берутся за руки и передают эстафету друг другу (рукопожатием). Начинает воспитатель.
Воспитатель: я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает. Ну, что Торопыжка помогли мы тебе?
Торопыжка: да, вы такие молодцы! Вы помогли мне понять, почему никто со мной не дружил. Спасибо вам, до свидания.
Торопыжка уходит.
Воспитатель и дети: До свидания Торопыжка! Приходи к нам еще.