Оксана Назарова
Детско-родительский клуб как форма взаимодействия воспитателя и семьи
«Детско-родительский клуб, как форма взаимодействия
воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Автор клуба :
Назарова О. И.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 37»
ЗАТО Северск Томской области, 2021г
Содержание
1. Паспорт клуба
2. Этапы реализации клуба
3. Учебный план работы кружка «Волшебные пальчики»
на 2018-2019 учебный год
Публикация «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия воспитателя и семьи» размещена в разделах
4. Календарно-тематический план встреч детско-родительского клуба «Волшебные пальчики»
5. Результаты
6. Выводы
7. Список литературы
8. Приложение
Паспорт клуба
Тема клуба «Детско-родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Творческое название «Волшебные пальчики»
Автор Назарова Оксана Игоревна
Тип клуба : Долгосрочный, практико-ориентированный, групповой.
Участники клуба воспитанники 1 младшей группы «Почемучки», воспитатель, родители воспитанников.
Возраст участников Воспитанники младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Сроки реализации: Сентябрь 2018г. - май 2019г.
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в младшем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук
Актуальность Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий фундамент ребенка.
Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Волшебные пальчики». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект Взаимоотношения субъектов образовательного пространства ОУ (детей, педагогов, родителей)
Предмет Формы работы детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» направленные на сплочение детско-родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Овладение необходимыми знаниями и умениями для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей
Гипотеза Если правильно сформировать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей, использовать инновационные, традиционные и нетрадиционные, творческие формы работы в рамках детско-родительского клуба «Волшебные пальчики», то возрастет сплоченность детско-родительского и педагогического коллектива, будут формироваться предпосылки повышения эффективной деятельности у детей
Цель Оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпосылок умственного развития
Задачи
• Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
• Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами ДОУ, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Принципы реализации клуба • принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип сотрудничества с педагогами;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации
клуба • Подготовительный (сентябрь)
1. Знакомство с темой клуба
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи клуба;
4. Разработка и написание программы детско-родительского клуба;
5. Подбор методического материала по данной теме;
6. Создание развивающей среды для работы;
7. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии;
9. Выявление уровня сенсорного развития детей.
• Основной (октябрь - апрель)
Практический – в результате чего был реализован клуб
• Заключительный (май)
Обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.
Условия реализации Клуб реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации клуба : релаксационные упражнения, устные журналы, творческие студии, конкурсы, газеты и памятки, игры, игротренинги, совместные занятия, игровые практикумы, «круглый стол», «педагогическая копилка».
Методы и приёмы реализации клуба :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риск клуба • Сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;
• Возможность «потребительского отношения родителей»;
• Нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба;
неактивная позиция детей
Предупреждение рисков: • Организация мероприятий на базе ДОУ;
• распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами;
• составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;
• разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;
• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (электронная почта и т. д.);
• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• добровольность участия в клубной работе
Продукт клубной деятельности В результате клубной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
• рабочая программа детско-родительского клуба «Волшебные пальчики»;
• конспекты занятий;
• картотеки;
• игротеки;
• консультации для родителей;
• методические разработки;
• памятки для родителей
Ожидаемый результат 1. Для педагога:
• освоение клубного метода;
• повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
2. Для воспитанников :
• формирование познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
• дети познакомятся с нетрадиционной техникой рисования;
• дети познакомятся с аппликацией;
• дети познакомятся с эталонами цвета;
• дети научатся играть в дидактические игры;
• после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
3. Для родителей:
• партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы и ДОУ в целом;
• формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
• родители смогут создать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
• родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей
4. Для педагогов ДОУ:
• возможность ознакомиться с опытом использования клубного метода в работе с детьми
Способ оценки достижения планируемых результатов Главным результатом реализации клуба удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Об эффективности данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба (заполняется табель посещения).
• «Выявление педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
• дидактические игры, направленные на развитие сенсорноматорики у ребенка;
• беседы «Ознакомление с сенсорном развитием ребенка дошкольного возраста»;
• «Инновации в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста»;
• «Взаимосвязь самомассажа и сенсорики»;
• «Взаимосвязь дыхательной гимнастики и сенсорики»;
• «Взаимосвязь артикуляционной гимнастики и сенсорики»;
• «Взаимосвязь пальчиковых игр и сенсорики».
• Выставки;
• наличие «Книги отзывов»;
• индивидуальное собеседование с родителями;
• наблюдение за деятельностью воспитанников и их родителе
Содержание Клуба
Этапы реализации клуба :
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой клуба;
2. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии;
3. Выявление особенностей сенсорного развития детей (наблюдение режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
4. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
5. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
6. Подбор методического материала по данной теме;
7. Разработка и написание программы детско-родительского клуба;
8. Создание развивающей среды для работы;
9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
II этап: творческий (основной)
1. Реализация программы детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» и перспективного плана клуба;
2. Формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
3. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
4. Знакомство детей и их родителей с нетрадиционной техникой рисования
Учебный план работы клуба «Волшебные пальчики»
Название курса
Количество занятий в месяц Количество занятий в год Длительность занятий, мин.
Волшебные пальчики
2 18 15-20
Календарно-тематический план встреч
детско-родительского клуба «Волшебные пальчики»
Месяц Тема Цель Формы,
методы,
приемы Продукт деятельности Ответственные
Сентябрь
1 Ознакомление с сенсорным воспитанием. Познакомить родителей с актуальностью сенсорного воспитания и с разными видами деятельности. Круглый стол с использованием ИКТ. Методические рекомендации по сенсорному воспитанию «Первые шаги» Воспитатель
Сентябрь
2 Взаимосвязь артикуляционной гимнастики сенсорным развитием ребенка. Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой с сенсорным воспитанием дошкольника. Мастер-класс
Просмотр информационного буклета.
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей трех лет. Воспитатель
Октябрь
1 Игра-тренинг пальчиковых игр для родителей совместно с детьми. Знакомство родителей с пальчиковыми играми. Игротренинг
Игры
Упражнения Буклет
«Пальчиковые игры» Воспитатель
Октябрь
2 Взаимосвязь самомассажа с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста Знакомство родителей с самомассажем Познавательная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Самомассаж» Воспитатель
Ноябрь
1 Взаимосвязь дыхательной гимнастики с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста Знакомство родителей с дыхательной гимнастикой Познавательная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Дыхательная гимнастика» Воспитатель
Ноябрь
2 «Волшебные пальчики» Знакомство родителей с нетрадиционными приемами рисования. Игра - путешествие Буклет «Значение нетрадиционных методов и приемов рисования в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста»
Воспитатель
Декабрь
1 Изготовление поделки «Ежик» в нетрадиционной технике Знакомство родителей с нетрадиционной техникой и изготовление поделки. Игровой сеанс Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики
Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Ёжики» Воспитатель
Декабрь
2 Рисование пальчиками «В январе много снега во дворе (сугробы)» Знакомство родителей и детей с нетрадиционной техникой рисования. Игровой сеанс Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики
Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми. Воспитатель
Январь
1 Рисование ладошкой «Солнышко»
Знакомство родителей и детей с нетрадиционной техникой рисования. Игровой сеанс. Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Солнышко» Воспитатель
Январь
2 Аппликация «Праздничная ёлочка» Знакомство родителей и детей с аппликацией.
Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки в хаотичном порядке. Игровой сеанс. Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Праздничная ёлочка» Воспитатель
Февраль
1 Дидактические игры для сенсорного развития. Знакомство родителей и детей с дидактическими играми. Игровой сеанс. Буклет «Дидактических игр» Воспитатель
Февраль
2 Логически Блоки Дьенеша Знакомство родителей и детей с Блоки Дьенеша Игровой сеанс. Беседа
Буклет
Упражнения Воспитатель
Март
1 Логически Блоки Дьенеша
Раздели фигуры Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине. Игровой сеанс. Беседа
Буклет
Упражнения Воспитатель
Март
2 Палочки Кьюзенера Познакомить родителей детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Игровой сеанс. Беседа
Буклет
Упражнения Воспитатель
Апрель
1 Палочки Кьюзенера
«Разноцветные палочки» Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Игровой сеанс. Беседа
Буклет
Упражнения Воспитатель
Апрель
2 Обмен опытом родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста «Инновации в сенсорном воспитании» Побуждение родителей обмениваться опытом друг с другом по сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста Мини-беседа упражнения дидактические игры (с использованием ИКТ) Комплекс игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста Воспитатель
Май
1 «Умелые ручки» Изготовление «Дидактических игр» Подведение итогов воспитательно–образовательного процесса Игровой тренинг
Выставка детско-родительских работ. Воспитатель
Май
2 «Умелые ручки» Подведение итогов воспитательно–образовательного процесса Игровой тренинг
Выставка детско-родительских работ. Воспитатель
III этап: заключительный
1. Проведение родительского собрания на тему проекта в нетрадиционной форме (совместное чаепитие);
2. Выставка из детско-родительских работ;
3. Анкетирование родителей;
4. Анализ результатов реализации проекта;
5. Подведение итогов работы над клубом;
6. Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста; дополнение системы необходимыми играми и материалами;
продолжение работы по использованию клубных технологий по сенсорному развитию.)
Результаты работы:
1. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
2. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам сенсорного, речевого развития детей.
3. Возросла активность детей при совместной работе с родителями.
4. Улучшилась динамика сенсомоторного развития детей.
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и специалистами.
7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
ВЫВОДЫ:
Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско-родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создался благоприятный психоэмоциональный климат. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по формированию сенсорного восприятия дошкольником окружающего мира.
Список литературы
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.
5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.
11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Мастер-класс для родителей
«Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:
1. Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
• Развивать интерес к сенсорным играм.
• Воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Оборудование:
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
4. Игра на рефлексию «Солнышко».
Участники: дети группы, родители, воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).
Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».
Беседа с родителями.
Воспитатель : Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Воспитатель : Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!