Ольга Брюхович
Моторное функционирование детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в развитии детей с РАС имеет работа по моторному воспитанию.
Моторное функционирование –это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт всех мышц организма. Она представлена навыками общей моторики в целом и навыками тонкой моторики. В которой главную роль играют мелкие мышцы рук, лица, глаз. При аутистическом расстройстве выявляются значительные моторные расстройства. К таковым относятся неравномерность моторных формул, плохая скоординированность работы групп мышц, участвующих в походке и других двигательных актах. Отмечается неравномерность шага, ходьба на носочках, отсутствие содружественных движений рук и во время ходьбы. Затруднения при поворотах и перешагивании препятствий, малая устойчивость при стоянии и ходьбе, неловкость, «стылость», наклонность к формированию длительных стереотипий. При аутизме чаще, чем в общей популяции, наблюдается левшество или в равномерной степени использование левой и правой руки, отставание в развитии предметно-практической деятельности в овладении навыками самообслуживания. Им легче ориентироваться в небольших пространствах, так как лучше развита ближайшая ориентировка.
Публикация «Моторное функционирование детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все перечисленные особенности моторного развития ребёнка с РАС, требуют специальной коррекционной работы, направленной на развитие, восстановление изменённых моторных функций этих детей. Работа должна проводиться массажистами, методистами лечебной физкультуры, родителями. Вначале назначается общий массаж, а затем наработка отдельных навыков. Используются спортивные снаряды, предназначенные для лазания, прыгания. Верчения, кувыркания, подпрыгивания, хождения по скамейке, специальным дорожкам с жестким покрытием, массажным коврикам и т. д. Отрабатываются комплексы упражнений, в которые включены выбрасывание и выкладывание предметов, бросание, попадание в цель, перебрасывание через верёвку, огибание различных предметов, раскачивание на фитболах и другие задачи. Очень эффективно развитие движений в воде (в ванной, бассейне, природных водоёмах) или без воды в сухих бассейнах.
Своеобразие работы с детьми и принципы проведения занятий заключаются в том, что каждое движение даже самое простое, предварительно показывают ребёнку и одновременно объясняют, как оно проводится. Упражнения проводятся постепенно по частям, с повторяющимся наглядным показом необходимых действий, их порядка. После этого объединяют ряд действий в единую форму и отрабатывают более сложную форму движений в игре. Например, работа с мячом предваряется на начальном этапе игрой с воздушными шарами, которые падают медленно, плавно и легко. В этом случае ребёнок может проследить движение шара, его падение. Может без труда коснуться его руками, ударить по нему и делает это охотно, без страха. Такое упражнение стимулирует движение рук «вверх- вниз», подпрыгивание со слежением за шаром. От игры с шарами постепенно переходят к игре с лёгкими мячами а затем и обычными. В работе с мячами следует соблюдать такую последовательность: на первом этапе формируется умение катать мяч в ограниченном пространстве по ровной поверхности, затем бросать мяч, ловить мяч, попадать мячом в цель и, на конец сбивать что-либо мячом. Ребёнка при этом постоянно побуждают к деятельности, нередко двигают его руками, сопровождая каждый этап последовательным показом необходимого действия, поощряют после выполнения части, а затем и целого задания.
Крупная моторика.
Следует отметить, что на начальных этапах коррекции по развитию крупной моторики при сочетании моторных заданий с музыкальным сопровождением, несмотря на то, что большинство детей любят слушать музыку наблюдаются затруднения. Они сводятся к нарушению плавности, ритмичности, последовательности движений, проявлению растерянности и отказа от занятий, а не словесного рассказа о нужном движении. Дети затрудняются ходить под музыку, делать движения руками, воспроизводить ритмический рисунок. Во время движений под музыку у них обнаруживается плохая ориентировка в пространстве. Они с трудом или вовсе не осваивают построение в круг, движения по кругу и тем более построение в звенья. Наиболее доступно движение стайкой за воспитателем после показа или как при «зеркальном отражении». Они с трудом переключаются с одного движения на другое. Задания в которых необходимо сочетать речевые и моторные реакции, детьми с РАС, осваиваются с большим трудом. Поэтому еженедельно проводятся занятия по логоритмике. Задания по логоритмике трудновыполнимы. Но их обязательно нужно вводить, используя этапность. Отрабатывая по частям сначала задания по моторике, потом отдельно по речи и после этого соединяя их воедино с музыкальным аккомпанементом.
Мелкая моторика, её активация, объединённая с подражанием, восприятием. Крупной моторикой. Речью и особенно глазно-ручной интеграцией проходит красной нитью через всю изложенную коррекционную программу. Задачи по её развитию решаются комплексно всеми специалистами: психиатрами, логопедами, педагогами-дефектологами, массажистами, родителями.
Развитие мелкой моторики - важнейшая задача в любой обучающей программе. Успешное развитие самообслуживания, изобразительных навыков, письма - всё зависит и связано со степенью развития мелкой моторики ребёнка. Контроль руки и пальцев так же необходим в развитии коммуникации, как речь и глазно-ручная интеграция. Недоразвитие тонких движений пальцев рук, их некоординированность, плохое развитие мышц кисти, их атрофия в связи с малой активностью, плохая зрительно- моторная координация, низкий психический тонус, отсутствие самоконтроля и слабость побуждений приводит к стойкому нарушению ручной неумелости, изобразительной деятельности, графических навыков. Для развития мелкой моторики используются упражнения для пальцев рук (безречевые и речевые игры с пальцами. При этом дифференцируются движения пальцев под контролем зрения); вкладывание и выкладывание различных предметов с использованием почтовых ящиков, досок Сегена, мозаик; развитие хватания кистью щепотью (тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, отщипывание кусочков пластилина, глины, бумаги; шитьё по проколам. Плетение полосок бумаги. Корзин; нанизывание бус, колец пирамидок; свинчивание и завинчивание гаек и болтов различного диаметра; резание ножницами. Очень важным моментом является развитие щипкового захвата с использованием большого. Указательного и среднего пальцев руки как основа будущего конструирования, рисования, письма.