Марина Городилова
Мотивационные стимулы и их использование в работе с ребёнком с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мотивационный стимул? Это тот приз или поощрение, которое будет получать ребёнок в случае успешного выполнения задания.
Зачем нужен мотивационный стимул? Побудить ребёнка к сотрудничеству, помочь ему в формировании навыков социальной адаптации и навыков учебного поведения.
Как выбрать мотивационный стимул? В качестве мотивационных стимулов могут выступать продукты, игрушки, различные действия (прыжки, просмотр мультфильма, сенсорные ощущения (объятия, поглаживания).
Темочки:
Очень важно осознавать, что не педагог или родитель, а сам ребёнок решает, что для него является поощрением. С этой проблемой связано осознание того, что нам, возможно, не понравятся некоторые подкрепляющие стимулы, эффективные для ребёнка. Как определить мотивационные стимулы? Предпочтения ребёнка можно выявить путём наблюдения и тестирования. Это поможет нам определить наиболее предпочитаемые стимулы, наименее предпочитаемые и нейтральные. Очень важно исключить стимул, к которому ребёнок очень привязан, от которого ребёнка трудно оторвать без проявления истерики. Например, ребёнок очень любит прыгать на батуте. Он может прыгать очень долго, отказывается сойти с него, а принуждение вызывает у ребёнка истерику, агрессию. Значит батут надо убрать, исключить из числа стимулов.
Существует несколько способов тестирования мотивационных стимулов. Наиболее эффективными являются: метод «Выбор из 2х» и метод «Множественный выбор».
Метод «Выбор из 2х» наиболее точный. Ребёнку предъявляется на выбор сразу 2 предмета. Один и тот же предмет предъявляется в разных парах несколько раз. Данные выбора отмечаются в таблице. Предпочитаемый стимул определяется подсчётом количества его выбора рёбёнком.
Метод «Множественный выбор» наиболее быстрый. Ребёнку предлагается коробочка со всеми игрушками (предметами). Ребёнок достаёт предмет, а педагог сразу отмечает его выбор в таблице. Пять первых предметов и являются хорошими стимулами.
Необходимо отметить, что выбранный стимул должен быть убран из обычной жизни и выдаваться ребёнку строго на занятиях. Для успешного выполнения задания можно использовать такие подкрепляющие стимулы, которые являются «естественными» в каждой конкретной ситуации. Например, естественной наградой ребёнку, самому надевшему кроссовки будет разрешение побегать на улице. Во многих случаях подкрепляющий стимул потребуется уже в ходе выполнения задания. В нашем примере во время шнуровки кроссовок можно похвалить ребёнка за старание, за окончание шнуровки одного кроссовка или даже какими – либо знаками дать ребёнку понять, что он всё делает правильно, что он молодец. Такие небольшие поощрения определяются как «подкрепление в ходе выполнения задания».
Ещё один важный вопрос, связанный с использованием подкрепляющих стимулов, касается выбора правильного момента для поощрения. Мы понимаем, что поощрение должно следовать непосредственно за достижением цели – усвоением навыка. Хотелось бы уточнить значение слова «непосредственно»; имеется в виду то, что задержка поощрения более чем на полсекунды приводит к снижению эффективности подкрепляющего стимула! Поэтому надо чётко соблюдать правила использования поощрений. Первое правило – ребёнок получает поощрение сразу после желаемой реакции. Второе правило. Чтобы у ребёнка не возникло зависимости от поощрения, надо постепенно увеличивать, отсрочивать время получения желаемого поощрения.
Третье правило. Постепенно стимулы в виде предметов и игрушек надо заменять на жетоны, с их постепенным увеличением. Четвёртое правило. Важно и необходимо научить ребёнка применять полученный навык в другой среде.
Со скоростью поощрения связаны также факторы дифференцированного использования подкрепляющих стимулов. Имеется в виду, что мы можем поощрять одно действие, но не поощрять другое, или же, подкреплять разные действия с различной силой. В последнем варианте поощрение последует за любой реакцией, но одна из них, связанная с наибольшим подкреплением будет предпочтительна. Таким образом, мы в любом случае обеспечиваем позитивный фон, но при этом показываем, что «эта реакция лучше, чем та».
Использование мотивационных стимулов помогает в формировании у ребёнка навыков учебного поведения. Что включает в себя учебное поведение? Это адекватное реагирование на требования и взгляд, направленный на взрослого; демонстрация понимания обращенной речи; адекватное использование учебного материала.
Формирование любого навыка потребует времени, терпения, старания, но результат обязательно будет.