Итальянкина Елена Васильевна
Мотивационно-личностное развитие ребенка раннего возраста и педагогическая компетентность
▼ Скачать + Заказать документы
Человек как личность представляет собой психологическую систему состоящую из рациональной, эмоциональной или волевой сторон. Психологически зрелой личностью является человек достигший способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств. Зрелая личность характеризуется постоянством личностных установок на ценностные ориентиры, способностью к сознательному самоуправлению и мотивирующих систем.
Публикация «Мотивационно-личностное развитие ребенка раннего возраста и педагогическая компетентность» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует участников образовательно-воспитательного процесса на то, чтобы каждый ребенок получил шанс стать настоящей полноценной личностью. Принципы заложенные в ФГОС поддерживают разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства –понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников, и детей; уважение личности ребенка; реализацию образовательной программы в формах, специфичных для детей возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Целями данной статьи является просвещение педагогических и иных работников дошкольного образования в вопросе развития мотивационно-личностной сферы детей раннего возраста.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Ребенка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, его не трудно утешить: дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его.
В возрасте 14-15 лет у ребенка внешняя среда начинает переноситься во внутренний план, который все чаще определяет его поведение. Если раньше достаточно было убрать привлекавшую игрушку (вещь) и ребенок успокаивался, позабыв о ней, то теперь уже настойчиво добивается ее, несмотря на попытки отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Связано это формированием устойчивых представлений о предметах. Начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. В течении всего раннего возраста влияние ситуации часто оказывается сильнее, чем влияние объяснений взрослого. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.
В раннем возрасте симпатия отражается в стремлении получить от взрослых похвалу, ласку, огорчается если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переноситься и на них. Оно выражается в желании поделиться сладостями, игрушками, в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку.
Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывает у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Однако, развитие самоуважение, чувства гордости и стыда не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. К такому контролю он еще не способен. Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена. Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и еще труднее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого.
Ребенок непосредственно зависит от старшего. Он настойчиво добивается положительных эмоциональных отношений. На фоне этой прямой зависимости ребенка от старшего в условиях преимущественно положительных отношений и происходит усвоение первичных норм поведения. Положительно оценивая те или другие действия, поступки, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждая в детях заслужить похвалу, признание.
Воспитание необходимо строить на формировании у ребенка притязания на признание: «Ты молодец! Ты хорошо делаешь!». Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развитие, делает чутким слух и сердце. Он становиться бдительным, его эмоциональное восприятие контролирует, как к нему относятся другие люди. Его интересуют отношение близких и совсем чужих людей. Ему важно, чтобы его любили, были к нему добры, не пренебрегали им.
У ребенка 2-3 лет жизненно важные потребности и капризы (необоснованные желания) часто имеют для него одинаковую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняются сознательному контролю. Желания ребенка эмоционально насыщенны. С. Р. Рубинштейн писал, что каждое желание ребенка данного возраста сродни аффекту. Поэтому поведение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерная зависимость от потребности) и ситуативностью (чрезмерная зависимость от случайных внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действительностью. В большинстве случаев, для удовлетворения своих потребностей, ребенок обращается к взрослым: «Хочу, дай».
Трех летнему ребенку можно предложить выбор между двумя отрицательными альтернативными (из двух выбрать наименьшее). А несколько раннее, приблизительно в двухлетнем возрасте ребенку можно предложить выбор между положительной и отрицательной альтернативой (например, выбор между нормативной ценностью и реальной: «хочешь быть хорошим или злым ребенком», тогда как действительной ценностью для него является игрушка, прогулка и т. п.).
Литература
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М. : Просвещение, 1988. – 336 с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Питер, 2008. – 512 с.
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.