Зубцова
Мотивационная готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Зубцова Л. А., старший воспитатель
МБДОУ «Русско-Бродский детский сад № 1»
с. Русский Брод
«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев»
Саади
Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни, как самого ребенка, так и его родителей.
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом зависят от его готовности к обучению. Одним из главных компонентов подготовки ребёнка к школьному обучению я считаю, является мотивационная готовность.
Публикация «Мотивационная готовность к школьному обучению» размещена в разделах
Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школе, к учению, как к серьёзной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями, которой является желание ребёнка идти в школу, правильное его представление о школе, стремление занять позицию школьника, развитие его познавательной активности.
Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят идти в школу, а значит, мотивационная готовность у них есть. Однако, это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть идти в школу потому, что все его друзья туда идут, потому, что слышал дома, что попасть в школу очень важно и почетно, и, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически всё – и классы, и учительница, и занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что ребенок осознал важность учебы и готов прилежно трудиться. Просто он понял, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Ребенок стремиться к школе, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют его "внутреннюю позицию", которая и является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5-летним детям мы показываем важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. Внутренняя позиция школьника, то есть стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила является главной составляющей, основой его готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, это может быть стремление скорее поиграть на переменках либо негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать, ребенку учиться, как бы хорошо его не готовили к занятиям дома.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе нашего дошкольного учреждения используются различные формы и методы подготовки ребёнка к школе : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, альбомов отражающих школьную жизнь, с помощью которых у детей формируется желание стать учеником.
В целях развития познавательной активности дошкольников педагоги проводят беседы о школе, поддерживают интерес ко всему новому, упорядочивают знания детей о мире.
В группах созданы условия для развития познавательной деятельности: уголки экспериментирования, "полочки умных книг", уголок будущего школьника, и т. д.
Воспитатели подбирают рассказы и стихи о школе, причем так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни : радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе.
При организации игры в "школу" подбираем разные игровые ситуации, влияющие на развитие умственной деятельности ребёнка, развиваем его творческое воображение.
Режиссёрские игры с макетом школы, класса, помогают расширить представление о школе. В ходе сюжетно-ролевой игры "лесная школа", дети средней группы знакомятся с правилами поведения на уроке, пользуются школьными принадлежностями, собирают игрушечные портфели, для зверят-"учеников", рассаживают их за необычные парты – пеньки. В старшей группе в ходе игры "на уроке" дети примеряют на себя роль учителя и ученика. Благодаря сюжетно-ролевым играм в "школу", у детей формируется интерес и положительное отношение к школе.
Можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в первом классе, моделирование школы будущего и многое другое.
Педагоги нашего детского сада – частые гости в школе. Мы, отслеживаем, результаты обучения своих выпускников, уделяя особое внимание периоду адаптации детей к школьной жизни, обсуждаем итоги наших визитов в школу на семинарах, выполняем рекомендации учителей начальных классов. Учителя тоже каждый год приходят к будущим выпускникам детского сада на общие собрания, рассказывают родителям о программах, по которым будут обучаться в школе их дети, о кружках и секциях, занимаясь в которых, каждый ребёнок сможет себе найти занятие оп душе. На встречах учителей с родителями обсуждаются актуальные вопросы подготовки детей к школе, до родителей доводятся требования к правилам поведения ребят в школе, освещается набор услуг по питанию, рассказывается о работе групп продлённого дня и о многом другом интересующем родителей. Проводим мы и взаимопосещения занятий на основе открытых доверительных отношений, что позволяет диагностировать готовность детей 5-6 лет к школе без жёсткого тестирования выпускников при записи их в школу. Организуем мы также заседания педсоветов с приглашением представителей школы и родителей, приглашаем учителей в детский сад на праздники, "Выпуск детей в школу", тематические вечера, театрализованные представления. Но встречи с учителями начальных классов проходят довольно редко. Хотелось бы конечно, чтобы учитель приходил в детский сад не только в конце учебного года, но и в начале, был частым гостем на занятиях, на групповых родительских собраниях, вместе с воспитателем участвовал в диагностировании детей 6-7 лет. Это дало бы им возможность лучше узнать будущих школьников и получить достаточно полное представление о том багаже знаний, с которым наши выпускники приходят в школу, а для дошкольников – возможность познакомиться с учителем. Встреча с учителем настраивала бы их на будущую учёбу, дети знали бы своего учителя, правила поведения в школе, с интересом готовились стать учениками, чтобы узнать много нового интересного.
В тоже время, школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал в дошкольном учреждении.
В формировании у дошкольников мотивов учения также важную роль играет и семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом и в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе, положительных результатов силами лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.
Для своих родителей мы проводим дни открытых дверей, консультации – практикумы, лектории, готовим наглядную информацию для оформления родительских уголков.
Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.
Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования готовности к школе у дошкольников.
Я считаю, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учёбы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать в процессе обучения.
Готов к обучению в школе – ребёнок, у которого сформировано положительное отношение к школе, который привык думать, решать задачи, искать новые стороны, свойства, явления. А всё это он получает в дошкольном учреждении.