Вера Вячеславовна Звонарева
Мотивация к чтению (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация к учению
Звонаревой Веры Вячеславовны
МБОУ «Средняя школа №5» г. Кольчугино
Владимирской области
«Хорошо учится тот, кто хочет учиться»,
ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Мы говорим: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Мы пытаемся ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.
Публикация «Мотивация к чтению (из опыта работы)» размещена в разделах
Что такое Мотив :
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Воспитание положительного отношения к учению и, к школе в целом, начинается ещё в детском саду.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
Мы подхватываем эту эстафету:
Для решения этих же задач мы использую различные формы и методы работы : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Для формирования устойчивого интереса к учебной деятельности у детей я чередую и применяю на разных этапах урока разнообразные формы и приёмы формирования мотивации, укрепляю желания детей овладевать знаниями, через уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-встречи, сюжетные уроки, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу.
А так же, мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
1. значимый, интересный для них материал ;
2. задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
3. положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
4. предлагаются задания с очевидным результатом;
5. возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
6. продумать «изюминку» урока.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Нужно стараться чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, я подчёркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Для определения школьной мотивации учащихся начальных классов в нашей школе регулярно проводится данная анкета в 1 классе 1 раз в конце учебного года и 2 раза в год во 2,3,4 классах.
Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошёл бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
Ты хотел бы чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
Ты хотел бы чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
Ты хотел бы чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Положительный ответ – 3 б.
Нейтральный – 1б.
Отрицательный – 0 б.
5 уровней:
25-30 б. – высокая школьная мотивация, учебная активность.
20-24 б. - нормальная школьная мотивация.
15-19 б. – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 б. - низкая школьная мотивация.
Ниже 10 б. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
И закончить свое выступление я хочу правилами, взятыми из памятки молодому учителю
1. Радуйся встрече с классом,
2. Опирайся на особенности своего класса,
3. Требуешь от детей — будь сам образцом во всем,
4. Люби детей и себя.
5. Даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается.