Аида Никульникова
Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность, должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация. Заставить ребенка учиться, увлечься какой-либо деятельностью нельзя. Источником активности человека являются его потребности.
Публикация «Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий» размещена в разделах
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Еще студентами будущие педагоги изучают мотивацию детей к обучению и знают о различных способах мотивации :
1. Учебно-познавательные (интерес к учению, познавательная потребность, любознательность, стремление к получению знаний).
2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием).
3. Перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).
Необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В данной ситуации действия родителей и педагогов должны объединиться. Вот несколько примеров мотивации детей.
1. «Помощь игрушке (или любому персонажу)»- ребёнок обучается, помогая персонажу. Можно выбрать один общий персонаж, а можно выбрать каждому ребёнку своего «подопечного». Персонажей не должно быть много, они должны соответствовать возрасту детей, быть реалистичными и безопасными, не провоцировать детей на агрессию. В моей работе -распечатанный на бумаге и вырезанный Незнайка, который учиться в первом классе, но ничего не знает. Детям очень интересно помогать ему. Предварительно я рассказываю историю о Незнайке, о его ошибках, часто читаю детям письма от персонажа. Но дети зачастую и сами не знают, как ему помочь, поэтому я предлагаю детям научиться самим, а заодно научить Незнайку. На следующее занятие дети обязательно получают письмо от Незнайки или его учительницы с благодарностью за оказанную помощь. При помощи персонажа можно оценивать деятельность детей.
2. «Помощь взрослому»- мотивацией является совместная деятельность со взрослыми. Например, мне надо проверить исправность всех пособий. Я предлагаю детям во время занятий обратить внимание на их состояние, а потом сообщить мне. Если во время таких мероприятий были обнаружены действительные неисправности, то это дополнительная возможность организовать помощь для педагогов. Обязательно обращаю внимание детей на то, как сильно они меня выручили.
3. «Научить взрослых»- мотивом является желание детей ощутить себя знающими и умеющими. Сообщаю детям, что хотела бы глубже изучить какую-нибудь тему, попробовать какую- либо методику, но не знаю, как это сделать. Предлагаю детям, если они владеют знаниями и умениями по данной теме, научить меня и всех детей. Обязательно благодарю ребят за помощь.
4. «Я сам»- мотивацией является стремление ребёнка к самостоятельности. Побуждаю детей к самостоятельному выполнению заданий. Часто использую этот способ при выполнении звукового анализа, придумывании предложений и составлении схем к ним. Для таких занятий придумываю несколько заданий на печатной основе, которые дети смогут выполнить сами. Периодически некоторые задания повторяются, чтобы ребята могли выполнить их уже без моих подсказок. Для оценки заданий использую наклейки или рисую фломастером смайлики. Часть заданий оставляю для домашних работ, чтобы у детей была возможность показать родителям свои достижения.
Мотивируя детей и предлагая им своё решение проблемы, всегда предоставляю им возможность проявить творчество, своё видение выполнения заданий. Если вижу, что ребёнок неправильно выполняет задание, спрашиваю у него разрешения помочь ему.
Особой мотивацией к выполнению детьми домашних заданий является система оценок. Конечно, это не пятибалльная школьная система, которая оценивает правильность выполнения заданий. Поощрение должно быть в пределах возможности ребёнка, поэтому своей работе я оцениваю выполнение или невыполнение заданий (правильность не учитывается, что создаёт ситуацию успеха. Использую для этого наклейки, рисую смайлики.
Для наглядности мною разработан экран выполнения домашних заданий. Ребята сами наклеивают смайлики, находя своё имя (для облегчения этой задачи имена напечатаны на разноцветной бумаги, дети сначала запоминают цвет бумаги, а затем и написание своего имени). Вверху экрана схематичные обозначения месяцев- листья, снежинки, цветы (дополнительно учим названия месяцев).
Большой вклад в мотивацию детей к обучению и выполнению заданий должны вложить родители. Практически все родители сталкиваются с нежеланием детей делать домашнюю работу. Низкая мотивация зачастую приводит к низкому качеству выполненной «домашки». Знания, полученные на занятиях в детском саду, останутся без должного закрепления. Невзирая на усталость и желание переложить всю ответственность за развитие своего ребёнка на дошкольное учреждение, родителям необходимо поддержать своих детей в желании узнать что-то новое, закрепить знания и умения, полученные в детском саду. Такую возможность даёт совместное выполнение домашних заданий. Именно в дошкольном возрасте следует уделять больше внимания мотивированию детей, вследствие чего школьная учёба будет даваться ребёнку гораздо легче. Для этого я разрабатываю для родителей рекомендации, памятки, схемы выполнения домашних заданий.
Мотивация детей является неотъемлемой частью воспитания и обучения детей. Любая деятельность дошкольников должна вызывать у них интерес и увлечённость. Чтобы зародить такую заинтересованность, надо дать ребенку понять, что взрослые в него верят, надо научить его осознавать важность самого процесса обучения, а не только ценить достигнутый результат.