Седова Наталья Владимировна
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений: "Сказки для Язычка" для детей старшего дошкольного возраста
.
Выполнила: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.
Публикация «Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений „Сказки для Язычка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Часто у детей поступивших в нашу комбинированную группу обнаруживаются нарушения в строении и подвижности речевого артикуляционного аппарата. В таких случаях проводится артикуляционная гимнастика.
Вот несколько советов по выполнению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.
Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• Для лучшего закрепления навыков, нужно проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут, лучше с использованием индивидуального зеркала. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
• Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
• Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
• Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения проводят для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не стоит вводить новые пока не будет достаточно хорошо отработаны предыдущие.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
• Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.
Целью гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали.
Статические подготовительные упражнения дают навык удержания заданной артикуляционной позы.
К ним относятся упражнения: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка».
Динамические подготовительные упражнения дают возможность работать мышцам языка и губ. С их помощью формируется: точность, объем, подвижность, переключаемость движений артикуляционного аппарата. К таким упражнениям относятся:
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок»,»Бублик», «Трубочка», «Кролик».
Упражнения для языка: «Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Гармошка».
Так же мы используем в своей работе не только динамическую и статическую гимнастику для губ и языка, но и рассказываем «Сказки для Язычка».
Дети сидят за своими столами,смотрят в индивидуальные зеркала и выполняют те упражнения, которые услышали по ходу сказки.
Сказка №1.
«Однажды язычок проснулся и подумал: «Хорошо бы сегодня прогуляться в парк». Он встал, умылся, УЛЫБНУЛСЯ и сел завтракать. На завтрак у него были: вафельная ТРУБОЧКА, ВКУСНОЕ клубничное ВАРЕНЬЕ и ЧАШЕЧКА чая. ЧАСИКИ показывали десять часов, когда он пришел в парк. Там он покачался на КАЧЕЛЯХ, прокатился с высокой ГОРКИ. На каруселях сел на ЛОШАДКУ и представил себя всадником. Один мальчик дал ему свой велосипед, он поехал очень медленно, как ползет ЗМЕЙКА. Тут оторвалась пуговка. Язычок хотел заплакать, на мальчик дал ему КОНФЕТУ, которую Язычок тут же спрятал за щёку. Дома Язычок взял ИГОЛКУ, КАТУШКУ с нитками и пришил пуговицу. Потом он ПОЧИСТИЛ ЗУБЫ и лег спать.
Сказка №2.
«Как то Язычок решил навестить своих друзей Ёжика и Зайчика. Он сел верхом на палочку и поскакал на ней как на ЛОШАДКЕ. Дорога шла под ГОРКУ. Язычок быстро доскакал до леса. Вдруг тропинку переползла ЗМЕЙКА. Язычок испугался и бросился в кусты, а там было ГНЁЗДЫШКО с птенчиками. Они спрятали его, а когда ЗМЕЙКА проползла, Язычок пошел дальше и вскоре увидел Зайчика. Тот копал ЛОПАТОЙ огород. Друзья вместе отправились к Ёжику. Зайчик нёс ёжику в подарок ГРИБОК, а Язычок КАТУШКУ ниток. Ёжик как раз закончил красить ЗАБОР около своего домика. Он пригласил друзей в дом, налил в ЧАШКИ чай, угостил их вкусным ВАРЕНЬЕМ, а КОНФЕТКУ все положили за щёку и пошли гулять. Им было весело, они играли на ГАРМОШКЕ, ДУДОЧКЕ, качались на КАЧЕЛЯХ. А когда посмотрели на ЧАСИКИ, то увидели, что пора расходиться по домам.
Сказка №3.
«Однажды Язычок решил порадовать своих лесных друзей. Приближался Новый год. Язычок решил приготовить и отнести в лес ёлочные украшения. Сначала он взял бумагу и закрасил её разными красками, как МАЛЯР. Вырезал из нарядной бумаги флажки. Затем взял КАТУШКУ, ИГОЛКУ и нанизал флажки на толстую нитку. Из бумажной ТРУБОЧКИ он сделал хлопушки. Из разноцветной бумаги вырезал фонарики. Он представил, как на пушистых хвойных лапах фонарики будут качаться, как на КАЧЕЛЯХ. Все игрушки Язычок сложил в рюкзак, добавил ещё игрушечную ГАРМОШКУ, ЛОШАДКУ и ЧАСИКИ. В отдельный кармашек положил КОНФЕТЫ для подарков. Не забыл ГРИБОК для белочки. Ведь её дом был как раз на большой ёлке. Язычок оделся, надел рюкзак, взял ЛОПАТУ, чтобы расчистить снег около ёлки и, весело напевая, пошёл в лес. Дорожка шла под ГОРКУ, хоть она и извивалась как ЗМЕЙКА. Язычок быстро добрался до леса. Лесные зверята были очень рады подаркам.
Сказка №4.
«Однажды Язычок ЛЕЖАЛ и вспоминал один чудесный летний день на даче. В окно светило и УЛЫБАЛОСЬ солнышко. В кустах свистела птичка (упр. для губ «Дудочка», там было её ГНЁЗДЫШКО. В комнате было тихо, только тикали ЧАСИКИ. Язычок вышел на веранду. Там сидела бабушка и вышивала салфеточку. В руках у неё была ИГОЛКА, а на столике стояла КАТУШКА с нитками. Мама варила ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ из клубники. Она дала Язычку целую ЧАШКУ ягод. Дедушка в саду ЛОПАТОЙ окапывал деревья, а папа красил забор, как МАЛЯР. Язычок побежал к друзьям. Они встретились на берегу озера, под деревянным ГРИБКОМ. Сначала все купались, потом играли в ФУТБОЛ. Качались на КАЧЕЛЯХ, скакали на палочках, как всадники на ЛОШАДКАХ. А вечером развели костер, пели песни, играли на ГАРМОШКЕ и ДУДОЧКЕ. Вот такой чудесный день вспомнил Язычок.
Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.