ольга москалёва
Внеурочная деятельность по музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Мы осознаем, что предметы Искусства в школе всегда были одним из главных каналов идейно-политического воспитания школьников. Смена идеологий в разные времена, привела учителей музыки, как и других учителей эстетического цикла, к необходимости пересмотра содержания и методов работы с учащимися. Необходимость обновления содержания и форм музыкального образования обусловлено постоянным развитием общества в целом.
С приходом новых образовательных стандартов на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.
Публикация «Внеурочная деятельность по музыке» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В Федеральных государственных образовательных стандартах ООО особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников, ей определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и ученика, учащихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В процессе многоплановой внеурочной работы развиваются общекультурные интересы школьников, решаются задачи нравственного воспитания.
Как говорил Д. Б. Кабалевский, «урок музыки - это урок жизни», следовательно, то лучшее, что рождается в душе ребенка на уроке, должно непременно найти отражение в жизни, реализоваться и быть востребованным, дать положительные результаты». Опыт работы показывает, что все успеть и охватить на уроке музыки невозможно. На помощь «пришла» внеурочная деятельность. И, опять же, все виды и формы работы, тоже нельзя охватить. Для себя как учителя, и, исходя из выбора и интересов детей, определились следующие формы внеурочной деятельности : исследовательская деятельность и хоровое пение.
Выходя за грани урока музыки, учащиеся вовлечены в исследовательскую работу. Школа после уроков - это порыв творчества, проявление и раскрытие ребенком своих интересов, увлечений. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.
Продолжая работу во внеурочной деятельности, учитель придает единство и целостность тематизму, как главному принципу уроков искусства, учебному процессу. Услышанное и увиденное на уроках музыки соединяется в живой исследовательской работе ученика. Естественно, что теория, соединенная с практикой дает высокий уровень проникновения в смысл и красоту музыки. Начиная с 6 класса в программе «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание исследовательских проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. Существует множество тем для исследовательских работ. Главное – тема должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Кроме того, темы проектов могут определяться самими учениками. Например: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Авторская песня: любимые барды» и другие. Для расширения и исследования мы взяли тему «Преобразующая сила музыки», эта тема очень интересна детям и даже взрослым.
Искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин, хотелось бы добавить к этому высказыванию: помогает сделать выбор в трудную минуту, лечит в прямом смысле, делает человека лучше, воспитывает личностные качества, объединяет людей разных поколений и эпох, учит, развивает, воздействует, влияет.
В своей исследовательской работе мы обозначили проблему - убедиться на реальных фактах, отдельных героях, людях каким образом жизнь человека может быть изменена с помощью музыки.
Практическая значимость – материал данного исследования может быть использован в целях пропаганды музыкального искусства в жизни человека и его влиянии на судьбу, нести воспитательный потенциал подрастающего поколения. Ученик 6 класса провел серию классных часов, выступив со своей работой. Рассказ подкреплен видео сюжетами, роликами, презентацией, наглядным материалом, использованы аудиозаписи и исполнение живой музыки. В работе восемь пунктов: 1. Силу музыки люди знали давно, 2. Размышления хирурга, 3. Цветы на рояле, 4. Выстоять в беде и достичь победы,5.«Цель музыки – трогать сердца», 6. Обретение бессмертия, 7. Героическая музыка героического композитора, 8. Самый музыкальный писатель.
Исследовательские работы учащихся могут быть своеобразным совершенствованием оценки на уроках музыки, также участие в конкурсах разного уровня и вида. Кроме этого, итогом исследовательской деятельности учащихся может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают. Защита работ может проходить индивидуально или коллективно в виде КТД, музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкальный спектакль (театрализация, представление для младших школьников, фестиваль, концерт, лекция и др.
Исследовательские работы учащихся формирую ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные.
По выбору учащихся, внеурочная деятельность по музыке продолжается в форме хорового пения. Хоровое пение является самым живым видом музыкальной деятельности и несет в себе множество положительных эффектов. Для подтверждения важности и актуальности процитируем слова А. Шопенгауэра, который говорил: «Здоровье до того превышает все блага, что здоровый нищий счастливее богатого короля». Не подлежит сомнению, что любое начинание в работе с детьми должно строиться на оздоровительных принципах, где музыка займет одно из главных мест.
«Приобщение детей к певческой хоровой культуре – один из основных путей оздоровления народа» - говорил Г. Струве. Пение - это естественный физиологический процесс, когда человек поет – он раскрепощен, свободен, его эмоции находят выход.
Как уже было сказано, современный ученик - это активный, творческий, в постоянном поиске, самостоятельный, инициативный. Все эти нагрузки снижают психическое здоровье современного ученика, дети становятся эмоционально неуравновешенными, тревожными, вспыльчивыми.
Внеурочные занятия хорового пения способствуют разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, успешной социализации.
Активность ребенка не придет сама по себе, ее нужно воспитать и развивать. Верный путь к развитию восприятия – это собственная активность детей.
Прежде всего, воспитывается она в восприятии и воспроизведении музыкального материала, в нашем случае песни.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как здорово оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует! В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и особенно чувство».
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
На заре человечества музыка возникла как дополнение вербального общения людей и превратилась в уникальное средство выражения жизненных смыслов в абстрактной, но чрезвычайно эмоциональной насыщенной форме.
Коммуникативные возможности музыкального искусства актуализируют традиционные и новые формы неформальные средства воспитательной работы с учащимися, которые благодаря системе методов (открытий, эмоционально духовного контакта и др.) нацеливают на рефлексивные формы постижения искусства, нахождения личностных смыслов, а сквозь призму художественных образов и смысла жизнедеятельности.
Итогом вокально-хоровой работы являются выступления на праздниках, родительских собраниях, в предметную декаду, городских мероприятиях.
На базе нашей школы проходят заседание городского методического объединения учителей эстетического цикла.
Одним из обсуждаемых вопросов был «Организация внеурочной деятельности во 2-6 классах. Вокальный ансамбль».
Музыкальное образование детей, не ограничивается только уроками музыки. Большое значение играет организация внеурочной деятельности в школе. Занятия в вокальном коллективе проходят один раз в неделю.
Вниманию педагогов был представлен продукт внеурочной деятельности в виде музыкально-литературной композиции, посвященный 80-летнему юбилею школы №1. Звучали стихи о родном крае, учителях. Учащиеся исполнили песни русских композиторов: Д. Б. Кабалевский «Наш край», М. Шаинский «Уголок России», ряд песен об учителях «Письмо учителю», «Журавлиная песня» их к/ф «Доживем до понедельника» и др. Ярким завершением мероприятия стала песня А. Ермолова «Любимая школа» гости посмотрели видеоролик о школе. Доска оформлена портретами учителей. Авторами работ явились учащиеся разных классов, они рисовали портрет любимого учителя.
Вокально-хоровая работа является средством саморазвития личности ученика. Она расширяет социокультурный кругозор, развивает творческий потенциал ребенка, способность осуществлять выбор, вырабатывает умение сопереживать.
Список литературы
1. Источник: https://fullref.ru/job_526dd14547d391054aaa3ac5f584e3c1.html
2. «Музыкальная психология и психотерапия», №2,2007г.
3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки : Учеб. пособие по музыкальной литературе для ДМШ. -М. ; Музыка, 1994.-200с. :ил.
4. : https://fb.ru/article/164111/korzina-s-elovyimi-shishkami-paustovskiy-kratkoe-soderjanie-i-analiz-rasskaza
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М. :, Советский композитор,1982.
6. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования : исторический аспект, современное состояние и перспективы развития». (Москва,7-11 декабря 1999года)/Под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. -М. : Флинта,1999-296с.
7. Совершенствование системы оценивания на уроках музыки : Методические материалы. - Пермь: ПОПКРО,2005.-84с.