Ирина Мороз
Беседа о классической музыке
▼ Скачать
Ранние музыкальные впечатления занимают особое место в нравственно-эстетическом воспитании личности. Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфическому эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности, музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и проявлений.
Публикация «Беседа о классической музыке» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Функции музыки разносторонние и разнородные, музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка. Но почему все-таки именно классическая музыка так необходима детям? Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей дошкольного возраста, в процессе музыкального воспитания, в частности, способности различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д., носят характер общий и помогают детям овладевать другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только эстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее, и в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности; восприятия, исполнительства, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности, получая общие сведения о музыке как о виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, ка исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса к ней.
Часто дети задают вопрос, а что такое классическая музыка? Важно донести до детей, что классическая -значит лучшая, образцовая. К классической музыке относятся произведения самых выдающихся композиторов разных времен и народов, для нее характерно слияние правдивого, жизненно важного содержания и совершенства формы, высочайшего мастерства. С простотой и доступностью некоторые считают, что классической может быть только серьезная музыка. Это не совсем так. Легкая музыка имеет свои классические произведения.
Чтобы привить детям любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.
Так какую-же музыку можно рекомендовать дошкольникам?
Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке занятия старалась так строить беседу, подбирать музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям. Поэтому беседа о классической музыке прошла познавательно и продуктивно: я познакомила детей с музыкой великого композитора П. И. Чайковского, с историей создания его музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями, в частности «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза».
Волновал главный вопрос: понравится ли детям музыка и вызовет ли у них интерес? Прослушивание музыки сопровождалось художественными иллюстрациями произведений, что способствовало вовлечению детей в ход беседы. Дети были очень заинтересованы: музыка их буквально «захватила». Затем, предложила сыграть «Марш деревянных солдатиков» на детских шумовых музыкальных инструментах и промаршировать под него. Активны были даже самые робкие дети. Ребята с любопытством впитывали каждый звук сказочного марша.
Музыкальное произведение П. И. Чайковского «Сладкая греза» вызвало у детей эмоциональный отклик на чувства, выраженные в музыке. Увлеченно дети говорили о музыке.
Появившийся интерес детей к классической музыке обрадовал меня. Это означало, что предварительная работа не прошла даром, обогатила детей новыми музыкальными знаниями, вызвала интерес к классике.
Что мы уносим с детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучивал с нами отец, мамину колыбельную, радость новогодней елки, красоту распустившегося цветка. От нас с вами зависит какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет душевное богатство, полученное от общения с классическим музыкальным искусством.