Алла Минина
Внеурочная работа средствами иностранного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Знание интересов подростков, их наклонностей, увлечений, сформированные на уроке умения и навыки речевого иноязычного общения помогают учителям организовать педагогически целесообразную деятельность ребят во внеурочное время.
Внеклассная работа по немецкому языку составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательной работы в школе. Различные массовые формы внеклассной работы помогают организовать свободное время школьников, решать задачи их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Они дают учащимся возможность практически применять немецкий язык, способствуют развитию у них речевых умений, повышают интерес к иностранному языку, усиливают мотивацию.
Публикация «Внеурочная работа средствами иностранного языка» размещена в разделах
Большое место во внеклассной работе я отвожу занятиям в лингафонном кабинете.
В системе единого режима работы школы определены группы учеников, консультанты, формы занятий, время работы. С ребятами 2-7 классов занятия проводят учащиеся – консультанты 8-11 классов. Каждый консультант занимается с группой в 8-10 человек. Цель этих занятий - закрепление специальных умений и навыков, формируемых на уроке, развитие познавательной активности школьников, интереса к изучаемому языку. Каждая группа со своим консультантом работает в лаборатории один раз в неделю. Время занятий определяет учитель вместе с консультантами, учитывая единый режим школы во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 20-45 минут.
Большое внимание уделяю подготовке консультантов к работе в лаборатории. В кабинете оформлена картотека «В помощь консультанту», собрано большое количество аппликационного материала, предметных картинок, тематических и грамматических таблиц, макетов, дисков. Актив лингафонного кабинета под руководством учителя изготовил для консультантов карточки с упражнениями для закрепления грамматики, ситуации по темам, подобрал тексты для чтения, песни, стихи, игры.
В помощь консультантам в кабинете вывешены памятки.
Как учить говорить на немецком языке
а) Диалогическая речь
1. Повторить структуру вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы).
2. Определить речевое задание, записать на доске ключевые слова и выражения, отработать их.
3. Дать образец решения задачи в речевом режиме «управляемый диалог».
4. Предложить самостоятельно составить диалоги по заданным ситуациям.
5. Записать диалоги и прослушать их.
6. Дать отзыв на прослушанный диалог.
б) Монологическая речь
1. Проверить знание лексики по разговорной теме.
2. Коллективно составить план рассказа (сообщения). Записать его на доске.
3. Записать на доске ключевые слова и выражения, закрепить их.
4. Повторить необходимый грамматический материал.
5. Организовать вопросно-ответную работу в режиме консультант- класс.
6. Предложить составить рассказ (сообщение) по готовому или самостоятельно составленному плану. (В зависимости от подготовки уровня дифференцировать это задание.)
7. Предложить составить рассказ (сообщение) по данным ситуациям.
8. Дать отзыв на прослушанный рассказ.
Как учить читать
Консультант предлагает учащимся:
1. Прочитать текст про себя и понять общее содержание.
2. Найти самостоятельно в словаре незнакомые и трудные для произношения слова.
3. Прочитать текст про себя ещё раз, чтобы лучше понять его содержание.
4. Прослушать текст, который читает диктор.
5. Читать текст за диктором (хоровая работа).
6. Предложить каждому индивидуально прочитать текст вслух.
Чтобы консультанты могли проводить такую целенаправленную работу, один раз в неделю учитель проводит занятие для консультантов, помогая им составить план следующего занятия. План составляется по схеме: тема, цель, оборудование, ход занятия.
Консультант систематически ведёт учёт знаний, умений, навыков школьников. Он выставляет оценки в специальные карточки индивидуального контроля по видам речевой деятельности.
Карточка индивидуального контроля
по видам речевой деятельности
ученика (цы) 5 класса
(имя, фамилия)
Троицкой средней общеобразовательной школы
Виды речевой деятельности
Тема
Говорение
Чтение Аудирование
Диалогическая речь
Монологическая
речь
Техника чтения
На каждом занятии по расписанию лаборант дежурит по расписанию лаборатории, помогает консультанту в работе с ТСО. На выполнение своих обязанностей консультанты и лаборанты затрачивают в неделю от одного до двух часов.
Практика показала, что правильно организованная работа оказывает определённое воздействие на жизненные планы консультантов. Ежегодно некоторые из них поступают в педагогический институт на факультет иностранных языков.
Одной из многообразных форм внеклассной работы являются различные конкурсы, проверяющие знания и умения учащихся. Они проводятся по завершению работы над темой или несколькими темами. Актив школы по согласованию с учителем и завучем школы определяют дату проведения конкурса и утверждают состав жюри. Жюри состоит из 4-5 учеников – консультантов параллельного или старшего класса и одного учителя предметника. Учитель иностранного языка, работающий в данном классе, в состав жюри не входит. Каждый член жюри получает специальный зачётный лист для проставления оценок. Программу мероприятия составляет учитель. Ведущая представляет жюри, команды, капитанов и болельщиков.
Программа конкурса
1. Команды соревнуются в чтении. Представители обеих команд получают тексты для чтения.
2. в конкурсе на лучшее монологическое высказывание по заданной теме принимают участие по три ученика от команды. Каждый из них получает карточку с заданием.
3. участвуют по три человека от команды. Каждый получает картинку с заданием описать то, что на ней изображено. Остальные члены команд готовят отзывы на прослушанные сообщения.
4. Представители команд читают стихотворение на немецком языке, подготовленные дома.
5. Учащиеся обеих команд поочерёдно прослушивают текст. Для проверки понимания на доске записаны предложения (под номерами, соответствующие содержанию текста. Ребятам предлагается записать на карточках номера предложений, не соответствующих содержанию тексты, и сдать их жюри.
6. Соревнуются капитаны команд. Им даётся задание, составить диалог.
7. В заключении каждая команда исполняет по две песни на немецком языке.
Жюри подводит итоги личного и командного первенства. Перед началом конкурса членам команд выдаются карточки, куда вписываются оценки, выставляемые жюри. Эти карточки учащиеся отдают потом членам жюри для подведения личных и командных итогов.
Пока подводятся итоги, проводятся конкурсы для болельщиков. Они принимают участие в играх, викторинах. Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победительницей, ей вручаются призы.
Все формы внеклассной работы предусмотрены в общешкольном плане, плане методического объединения, контролируются администрацией школы, периодически анализируются на совещаниях, педагогических советах.