Муханова Юлия
Конспект занятия для учащихся 8 лет «Морской пейзаж» в технике «пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по методике В. Д. Шадрикова
Педагог дополнительного образования: Муханова Юлия Петровна.
Объединение: «Основы Дизайна».
Состав: учащиеся в возрасте 8 лет, 2 года обучения
Тема: Живопись пластилином. Морской пейзаж.
Цель: Ознакомление с новым видом ДПИ (Пластилинография, его особенностями.
Задачи:
1. Знакомство с понятием «Пластилинография».
Публикация «Конспект занятия для учащихся 8 лет „Морской пейзаж“ в технике „пластилинография“» размещена в разделах
- Морской пейзаж. Рисование моря
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Отработка приемов нанесения пластилиновой массы на плоскую поверхность, на примере изготовления морского пейзажа.
3. Развитие пространственного и образного мышления, чувства цвета.
4. Воспитание усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, бережного отношения к результатам своего труда.
Тип занятия : изучение нового материала.
Оборудование и материалы: дидактический и раздаточный материал, наглядный материал (картинки, поделки,
Инструменты для лепки, диски, пластилин, мелкие камушки, ракушки.
Этапы работы. Содержание этапа.
1 Организационный момент, включающий:
• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной).
• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Цель для педагога: Подготовка учащихся к началу работы на занятии.
Цель для учащихся : включение в работу.
Задачи педагога: - проверка готовности учащихся к занятию - проверка готовности наглядного и дидактического материала.
Задачи учащегося : Проверить свою готовность к занятию.
Критерий достижения цели: Полная готовность группы, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие будет состоять из нескольких частей: проверка пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде практической работы по теме «Живопись пластилином (пластилинография)».
Проверьте, готовы ли вы к занятию, все ли принадлежности есть на столе? У вас должен быть пластилин, диски, стеки, мелкие камни, ракушки. Поднимите руки, у кого не хватает какого –либо предмета?
Методы организации работы учащихся :
Словесный (беседа).
Характеристика группы учащихся : учащиеся 2 года обучения среднего уровня обученности, проявляют интерес и креативность на занятиях, организованны и самостоятельны при выполнении заданий.
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые педагог ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Цель для педагога: Проверка ранее изученного материала.
Задачи педагога:
1. Проверка закрепление знаний по ранее изученному материалу (изображение морского пейзажа).
2. Выявление пробелов и их коррекция.
Метод (прим) : Фронтальная беседа.
Цель для учащихся : закрепление полученных ранее знаний.
Задачи учащихся : - Закрепить основные понятия «линия горизонта», «дальний, ближний план», «линия горизонта». «пейзаж». Какие вы знаете способы подготовки и обработки пластилина. Правила ТБ при работе с пластилином, стеками.
Прежде, чем преступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы знает о понятия «линия горизонта», «дальний, ближний план», «линия горизонта». «пейзаж». Какие вы знаете способы подготовки и обработки пластилина? Какие инструменты и материалы нужны вам в работе? Дети поднимают руку и отвечают на вопросы. Педагог выслушивает ответы детей, поправляет их.
Критерии достижения целей: - активность включения в работу - правильность ответов учащихся.
Возможные действия: - помощь учителя
- работа с наглядным материалом.
Совместной деятельности учащихся на данном этапе нет.
Методы организации работы учащихся : словесный (опрос)
Методы мотивирования:
-метод поощрения (похвала педагогом ученика)
- метод взаимной проверки (один ученик отвечает, другой его проверяет)
Критерии оценивания:
- полный ответ.
- наличие ошибок в ответе учащихся.
3 Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; Цель для педагога: формирование знаний о живописи пластилином.
Цель для учащихся : усвоение новых знаний по теме «живопись пластилином. Пластилинография» .
Задачи для учащихся : - осмысление и первичное запоминание основных понятий: пластилинография, растяжка пластилина.
Задачи для педагога:
- изучение понятия «пластилинография»;
- смешивание разных цветов пластилина методом растяжки.
Педагог: Итак. Ребята, мы с вами вспомнили основные понятия, способы изображения в рисунке моря, неба. побережья, морских обитателей. Вспомнили, какими цветами мы изображаем солнечный день, пасмурный вечер… красками. Сейчас, для того, чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. и тогда вы узнаете. Какой материал мы будем использовать в работе. (Педагог загадывает загадки про пластилин).
Я весь мир слепить готов-
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин-
У меня есть…. пластилин.
Я лепила колобка.
Сплющила его слегка.
Тут же получился блин
Очень мягкий….пластилин.
Молодцы. угадали правильно, это пластилин. Пластилин непосредственно связан с темой нашего занятия, т. к. изображать морской пейзаж мы будем не красками. а пластилином.
Давайте вспомним свойства пластилина
-мягкий, пластичный. легко согревается в руках;
-не крошится, не размазывается;
- не прилипает к рукам, легко отмывается;
- легко лепится к бумаге, картону, пластику;
-легко смешивается между собой.
Эти его свойства позволяют создавать живописные картины, используя размягченный пластилин, как краски.
«Пластилинография»- это вид ДПИ, который представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. К тому же, при выполнении картин из пластилина легко использовать декоративные детали. Например, мелкие камни и ракушки, которые легко крепятся на пластилин.
А теперь немного отдохнем. Мы сегодня делаем морской пейзаж, поэтому и физкультминутка морская.
Море очень широко (дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пол)
Рыбки там живут, друзья (выполняют движение «рыбка»)
А вот воду пить –нельзя. (разводят руки в стороны, приподняв плечи)
Методы изложения нового материала:
- объяснительно-наглядный (рассказ - объяснение нового материала, демонстрация – показ картинок и образцов готовых изделий) .
Методы организации деятельности учащихся : Частично-поисковый, объяснительно-наглядный.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу :
1. Активное участие на занятии, ответы на вопросы, приведение примеров.
2. Максимальное использование мышления при формулировке утверждений.
Критерии определения уровня внимания:
- высокий (дети активны).
- средний (дети отвлекаются).
- низкий (дети не заинтересованы).
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала педагогом учащихся).
4 Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Цель для педагога: Установление осознанности учащимися нового материала при отработке навыков пластилинографии.
Задачи для педагога: - проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний. - установить выявленные пробелы.
Цель для учащихся : освоение навыков пластилинографии.
Задачи для учащихся : отработка на практике приемов пластилинографии.
Педагог: Ребята. Давайте подумаем, чем похожи пластилин и краски, например гуашь.
Учащиеся : Разноцветный, очень мягкий, если согреть в руках, легко смешивается,
Педагог: правильно, именно эти свойства пластилина мы будем использовать в работе.
Приступаем к практике-изготовлению морского пейзажа на пластиковом диске.
У вас на столе лежат пластиковые диски с эскизами морского пейзажа, а на доске вы видите этот пейзаж, выполненный в цвете. Ориентируясь на готовое изделие и вспомогательную схему, вы будете аккуратно наносить пластилин на диск. (Педагог раздает недостающие материалы).
Педагог: Итак, порядок выполнения работы следующий:
1. Выбрать пластилин нужного цвета. Если у кого-то возникают проблемы с подбором цвета, можно использовать таблицы-подсказки.
2. Нарезать его на кусочки, размять в руках небольшими порциями.
3. Наносить пластилин на диск небольшими частями и размазывать по поверхности (растяжка, при этом цвета должны смешиваться между собой. Так заполняется поверхность неба и моря. Мазки наносятся в горизонтальном направлении.
4. Для заполнения поверхности песка нужно сложить вместе желтый и светло коричневый пластилин и слегка перемешать.
Наносить более толстым слоем. (Так как передний план и в него вдавливаются ракушки и камни.)
5. Добавить солнце, блики на воде от солнца, кораблик….
6. Вдавить в песок ракушки и мелкие камни.
Работа готова!
Этой картинкой вы сможете украсить свою комнату или подарить другу, а также поучаствовать в конкурсе.
(Объяснение сопровождается наглядным примером изготовления изделия).
По ходу практической работы педагог дополнительно инструктирует индивидуально каждого учащегося.
Формы и методы достижения поставленной цели:
- учебный диалог.
- индивидуальная практическая работа.
Критерии степени усвоения нового материала:
- знание о методах смешивания пластилина разных цветов;
- применение на практике полученных знаний (правильность выполнения этапов практической работы);
- результат (качество работы).
Методы реагирования:
- повторное объяснение педагога.
- помощь педагога.
5 Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
• определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению по теме «пластилинография».
Задачи учителя:
- дать анализ и оценку успешности достижения цели и объяснить задачу на дом.
- проинформировать учащихся о реальных результатах учения.
Цель учащихся : оценка своей работы на занятии.
Задачи учащегося : - разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание Критерии: Полное представление того, что надо сделать дома к следующему занятию.
Педагог: Ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе, что мы узнали сегодня? Чему вы научились сегодня на уроке? (ответы детей) .Хорошо! Ну что же ребята, я вижу, что большинство уверены в полученных знаниях. Теперь запишите домашнее задание: - подобрать эскиз осеннего пейзажа и нарисовать его на диске
-подобрать декоративные детали (бисер, бусины)
. На следующее занятие принесите свои диски с эскизами, и мы продолжим изучать тему «пластилинография».
Рефлексия: педагог спрашивает, понравилось ли детям занятие, что понравилось больше всего, узнает о настроении детей (ответы детей).