Рамзия Гафетдиновна
Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район»
МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»
Проект
Авторы проекта :
Хакимова Р. Г –старший воспитатель
Шуталева А. В-воспитатель
Нагорских Т. Г-воспитатель
Участники проекта :
Воспитатели
Дети
Родители
База проекта :
Публикация «Проект „Экологическая тропа“ муниципального дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Земельный участок МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»
Этапы реализации проё кта:
1 этап- подготовительный (сентябрь2012-апрель2013г)
2этап- основной (май 2013гавгуст 2013г)
3этап –Контрольный –оценочный (сентябрь2013г-май2014г)
Мари- Турек
2012-2014г
IАктуальность проекта
Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.
Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы : экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
II Программа исследования
Цель: обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи:
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
• Обучать систематизировать знания детей о растениях, животных и природных явлениях о состоянии окружающей среды
• Развивать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы;
Гипотеза: Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы, поэтому такая форма работы с детьми, наиболее продуктивно решит все поставленные задачи летней работы.
Участники проекта :
-Старший воспитатель
-Воспитатели
-Родители
-Дети
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя
Практическая значимость проекта : Включение родителей в единое образовательное пространство через создание экологической тропы, подготовка объектов исследования (птичий столб, кормушек, создание табличек) Работа по данному проекту ведется и в настоящее.
Предполагаемый результат: Мы предполагаем, что экологические знания у дошкольников будут сформированы, если:
• Реализовать проект экологическая тропа
• В программное содержание включить раздел об экосистемах малой родины, раскрывающий экосистему поля, луга, леса.
• В работе с дошкольниками использовать возможности экскурсий, бесед, экологических сюжетных игр и т. д
Содержание проекта
Организация процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки :
• отдельно стоящие различные лиственные деревья и кустарники;
• «Зеленая аптека»;
• огород;
• цветник;
• альпийская горка;
• птичий столбик.
Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы
Название цикла
Цель
Объекты наблюдения
«Деревья и кусты»
-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение
- береза;
- рябина;
- Каштан
- Ясень
-черемуха (черная);
-сирень (белая, сиреневая);
«Золотой луг»
-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, - учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- воспитывать чувство прекрасного.
- мать-и-мачеха;
- одуванчики.
«Огород»
-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию овощных культур.
- огородные грядки;
-семена, рассада, плоды овощных культур.
«Цветник»
-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
- многолетние и однолетние
цветущие растения
«Альпийская горка»
-формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника;
-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).
-«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения, камни разных размеров)
«Зеленая аптека»
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
- деревья, кусты;
- цветущие растения и травы.
«Птичий столб»
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать
бережное отношение к ним.
-птичий столб с кормушкой
III Основные этапы реализации проекта «Экологическая тропа»
Этапы Формы работы
Деятельность педагога
Работа с детьми Работа с родителями
Первый этап
– подготовительный
(сентябрь 2012-
апрель 2013г)
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
Анализ работы по экологическому воспитанию.
Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.
Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.
Разработка маршрута экологической тропы.
Разработка занятия по маршруту экологической тропы.
Созданы необходимые условий: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение
Анкетирование родителей в знаниях экологической грамотности.
Помощь в составлении карт- схем экологической тропы
Второй этап– основной
Май 2013г-
август 2013года) Реализация работы по маршруту экологической тропы
Выбор объектов для проведения занятий.
Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;
Изготовление гербариев:
«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».
Отработка технологий проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы
Привлечение родителей к изготовлению гербариев, в помощи проведения экскурсий, методических мероприятий
Третий этап - контрольно-оценочный (сентябрь 2013- май 2014г)
Анализ результативности выполнения поставленных задач
Проведение итоговой экскурсии;
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;
Оформление фотогазеты;
Выставка детских рисунков.
Выполнение задач проекта.
Выпуск методических рекомендаций.
Помощь в оформлении фотогазеты, выставке детских работ
Вывод: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта :
повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;
повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
Литература:
1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981
3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
6. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
7. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
8. Рыжовой Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
9. Детям о природе» М. В. Лувич
10. Авторы: Белых Алла Геннадьевна, Дерягина Любовь Анатольевна
11.«Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011 г.)