МААМ-картинки

Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения

Рамзия Гафетдиновна
Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район»

МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Проект

«Экологическая тропа»

Авторы проекта :

Хакимова Р. Г –старший воспитатель

Шуталева А. В-воспитатель

Нагорских Т. Г-воспитатель

Участники проекта :

Воспитатели

Дети

Родители

База проекта :

Публикация «Проект „Экологическая тропа“ муниципального дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Земельный участок МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Этапы реализации проё кта:

1 этап- подготовительный (сентябрь2012-апрель2013г)

2этап- основной (май 2013гавгуст 2013г)

3этап –Контрольный –оценочный (сентябрь2013г-май2014г)

Мари- Турек

2012-2014г

IАктуальность проекта

Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы : экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

II Программа исследования

Цель: обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОУ.

Задачи:

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

• Обучать систематизировать знания детей о растениях, животных и природных явлениях о состоянии окружающей среды

• Развивать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы;

Гипотеза: Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы, поэтому такая форма работы с детьми, наиболее продуктивно решит все поставленные задачи летней работы.

Участники проекта :

-Старший воспитатель

-Воспитатели

-Родители

-Дети

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя

Практическая значимость проекта : Включение родителей в единое образовательное пространство через создание экологической тропы, подготовка объектов исследования (птичий столб, кормушек, создание табличек) Работа по данному проекту ведется и в настоящее.

Предполагаемый результат: Мы предполагаем, что экологические знания у дошкольников будут сформированы, если:

• Реализовать проект экологическая тропа

• В программное содержание включить раздел об экосистемах малой родины, раскрывающий экосистему поля, луга, леса.

• В работе с дошкольниками использовать возможности экскурсий, бесед, экологических сюжетных игр и т. д

Содержание проекта

Организация процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки :

• отдельно стоящие различные лиственные деревья и кустарники;

«Зеленая аптека»;

• огород;

• цветник;

• альпийская горка;

• птичий столбик.

Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Деревья и кусты»

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

- береза;

- рябина;

- Каштан

- Ясень

-черемуха (черная);

-сирень (белая, сиреневая);

«Золотой луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, - учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного.

- мать-и-мачеха;

- одуванчики.

«Огород»

-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

- огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

«Цветник»

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

- многолетние и однолетние

цветущие растения

«Альпийская горка»

-формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).

-«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения, камни разных размеров)

«Зеленая аптека»

- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

- деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Птичий столб»

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать

бережное отношение к ним.

-птичий столб с кормушкой

III Основные этапы реализации проекта «Экологическая тропа»

Этапы Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми Работа с родителями

Первый этап

– подготовительный

(сентябрь 2012-

апрель 2013г)

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

Анализ работы по экологическому воспитанию.

Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.

Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

Разработка маршрута экологической тропы.

Разработка занятия по маршруту экологической тропы.

Созданы необходимые условий: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение

Анкетирование родителей в знаниях экологической грамотности.

Помощь в составлении карт- схем экологической тропы

Второй этап– основной

Май 2013г-

август 2013года) Реализация работы по маршруту экологической тропы

Выбор объектов для проведения занятий.

Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Отработка технологий проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

Привлечение родителей к изготовлению гербариев, в помощи проведения экскурсий, методических мероприятий

Третий этап - контрольно-оценочный (сентябрь 2013- май 2014г)

Анализ результативности выполнения поставленных задач

Проведение итоговой экскурсии;

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;

Оформление фотогазеты;

Выставка детских рисунков.

Выполнение задач проекта.

Выпуск методических рекомендаций.

Помощь в оформлении фотогазеты, выставке детских работ

Вывод: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта :

повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;

повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Литература:

1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981

3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

6. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

7. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

8. Рыжовой Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

9. Детям о природе» М. В. Лувич

10. Авторы: Белых Алла Геннадьевна, Дерягина Любовь Анатольевна

11.«Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011 г.)

Публикации по теме:

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Проект по благоустройству территории участка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада Цель проекта: Благоустройство территории детского сада через создание развивающего пространства инновационного характера и эмоционально-благоприятных.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропа» Актуальность проекта[/h4]Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Проект «Экологическая тропа» Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект «Экологическая тропа» (первая младшая группа) Актуальность проекта: Детское экологическое движение в нашей стране проходит под лозунгом «Любовь к Родине начинается через любовь к природе»,.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» (старший дошкольный возраст)Проект «Экологическая тропа в детском саду» (старший дошкольный возраст) В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её,как общую.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Актуальность. Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное.

Экологическая тропа и наш проект «Искусственный водоем и его обитатели» (фотоотчёт)Экологическая тропа и наш проект «Искусственный водоем и его обитатели» (фотоотчёт) Наша команда-"маленькие ученные". Наш девиз-"Загрязнения победим, воду чистой сохраним". Природа полна необыкновенных чудес, она никогда.

Проект «Экологическая тропа здоровья»Проект «Экологическая тропа здоровья» Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 09:12
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Рамзия Гафетдиновна (УИ 495176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД