Татьяна Харитонова
Мордовские дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
Одна из самых важных задач в нашем обществе, которая ставится перед педагогами, это необходимость сохранить здоровье подрастающего поко-ления в процессе обучения и воспитания. Цель оздоровительной работы- укрепление и сохранение здоровья дошколят в ДОУ, формирование у до-школьников простейших представлений об организме человека и береж-ном отношении к своему здоровью.
Публикация «Мордовские дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Темочки
Основа этой работы- спортивные, музыкальные, познавательные занятия и мероприятия, проводимые ежедневно в детской организации. Уже в ран-нем возрасте, нужно помочь детям правильно сформировать грамотное отношение к своему здоровью. Необходимо донести детям, в понятной для них форме, как вести здоровый образ жизни, как ухаживать за своим те-лом и научить практически применять полученные знания о своем орга-низме.
Для совершенствования воспитательно – образовательной работы педа-гогического коллектива по формированию представлений у детей до-школьного возраста о здоровом образе жизни нами были определены сле-дующие задачи:
1. Проанализировать социально-педагогические усло-вия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ и семье;
2. Сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы работы;
3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в данном направлении;
4. Разработать модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса и проверить её эффективность в процессе мо-ниторинга.
Важным условием для реализации педагогической работы с дошколь-никами является формирование в детском саду здоровьесберегаюшего пространства.
Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
При организации прогулок предусматривается проведение с дошколь-никами оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в тёплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, кото-
рые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Процесс экологического образования дошкольников в педагогической
практике традиционно связывается в первую очередь с их экологическим,
а чаще просто биологическим просвещением или совсем отождествляется
с последним. При этом экологическая воспитанность дошкольников
рассматривается как некое обязательное следствие экологического
просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно
экологически эрудирован, то он «автоматически» окажется и
экологически воспитанным. Следовательно, роль ДОУ в формировании
личностного отношения к природе не должна ограничиваться лишь
передачей детям формальной информации. Таким образом, задача
педагога – сформировать устойчивость оценок, мнений и взглядов
дошкольников по принципиальным проблемам определения позиции
личности в системе «человек – природа – общество».
При использовании дидактических игр в данной составляющей здоро-вьесбережения мы придерживаемся правилам: разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими те же образовательные и воспи-тательные цели. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Во время прове-дения игр стараюсь создать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в своих силах и достижимости поставленных целей.
Любую игру, которую мы предлагаем детям при изучении ОБЖ, хоро-шо продумываем, изготовляем наглядность, раздаточный материал, ис-пользуем ИКТ, музыкальное сопровождение.
Если правила игры предполагают разделение на команды, то подби-раются участники так, чтобы в каждой команде учащиеся разного уровня.
Например, по окончанию дидактической игры «Назови, кто им стал», перед детьми ставится такая проблемная ситуация: «Решили домашние животные дать зверям отпор. Что они могли придумать?» или по окон-чанию дидактической игры «Скажи наоборот» я продолжаю: «Услыша-ли эту историю веселые, трудолюбивые, дружные, добрые ребята, и ре-шили они помочь голодным лесным зверям. Как же вы им можете по-мочь…». После решения таких ситуаций, будут целесообразно продол-жить формирование у детей знаний и навыков по экологии с помощью игры «Кто что ест», «Кто что делает» с применением опять же метода проблемного воспитания и обучения (Что должно быть в этом доме?», Как вы думаете?., когда дошкольникам предоставляется возможность рассуждать, обобщать, самостоятельно изыскивать способы решения по-знавательных, игровых и других задач.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» решает еще и одну из речевых за
дач. При анализе мыслительных операций, лежащих в основе антони-мии,
человек опирается не только на имеющуюся у него речевую систему, но и
на свой опыт познания окружающего мира.