Лучший педагог года

Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ

Марина мордерер
Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ
▼ Скачать + Заказать документы

Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, заклинания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

Публикация «Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ» размещена в разделах

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно–ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш,щ,ч,ж, сонорные (р,рь,л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими функциями также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь.

Словарь

Выявить умения:

1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?

2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?

3) называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?

4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять).

Грамматика

Выявить умения:

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; 3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;

4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды, одежды, мебели.

Ход ОБСЛЕДОВАНИЯ

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи.» (Это — носочки, это — платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? ( Педагог называет: «Платье, носки — это. ?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта.);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? ( Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

1) Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);

2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).

9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это. (кукла). Она. (красивая). Ее зовут. (Марина). У есть. (красное платье, белый бант). С куклой можно. (играть)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Мяч.

1. Какой мяч (дать в руки ребенка?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) называет два действия (играть, бросать);

3) называет одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит: — Что я сделала (бросает мяч? (Бросила.)

— А ты что сделал? (Поймал.)

— Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.) — А я что сделала? (Поймала.)

1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2—3 глагола правильно;

3) называет только одно действие.

4. Составим рассказ про мяч: «Это. (мяч). Он. (круглый, синий). Мяч можно. (катить, ловить, бросать). Я люблю. (играть с мячом)».

1) Ребенок заканчивает предложение, называя 2—3 признака и действия;

2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;

3) не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. Картина «Кошка с котятами».

1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»

1) Ребенок самостоятельно отвечает (Это — кошка, у нее котята. Кошка черная);

2) отвечает по вопросам педагога;

3) описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).

2. Как назвать детеныша кошки?

1) Называет правильно (единственное число — котенок, котик);

2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);

3) не выполнил задания.

3. Когда много детенышей, как сказать?

1) Называет множественное число (котятки, много котят);

2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик)’,

3) не выполнил задания.

4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята. (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка. (короткий); кошка бегает быстро, а котята. (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».

1) Ответил на все задания;

2) выполнил 2—3 задания;

3) ответил на одно.

5. Совместное рассказывание. «Это. (кашка). Она. (большая). У кошки есть. (котята). Кошка любит. (своих котят; играть, лакать молоко)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2) заканчивает 2-3 предложения;

3) называет одно слово.

Задание 4.

1. Как, одним словом, назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);

2) перечисляет названия (Катя, мяч);

3) говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);

2)перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Задание 5.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

1) Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;

2) рассказывает по вопросам воспитателя;

3) называет отдельные слова.

Задание 6.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.

По среднему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.

1 балл - высокий уровень

2 балла - средний уровень

3 балла - низкий уровень

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Дидактическая игра для развития речи детей в младшей группе «Что нарисовано на картинке?» Дидактическая игра для развития речи детей в младшей группе:" Что нарисовано на картинке?" Цель игры: учить детей узнавать предмет в рисунке(.

Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста Два года – это критический период в речевом развитии ребёнка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребёнка,.

Конспект НОД по развитию речи «Что мы видели на прогулке» для детей младшей группы Тема: «Что мы видели на прогулке». Составление коллективного рассказа. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группыКонспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группы Тема: «Осень золотая» Задачи: расширять представления детей об окружающей природе; развивать художественное восприятие, внимание; формировать.

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у бабушки» для детей младшей группыКонспект НОД по развитию речи «В гостях у бабушки» для детей младшей группы Тема: «В гостях у бабушки» Задачи: формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать речь,.

Кружок «Юные математики» в рамках парциальной модульной программ «STEM-образование» для подготовительной группыКружок «Юные математики» в рамках парциальной модульной программ «STEM-образование» для подготовительной группы Кружок по математике Подготовительная группа Образовательный модуль является частью парциальной модульной программ «STEM-образование детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Проект развития речи в первой младшей группе Проект «Развитие речи дошкольников» Выполнила воспитатель 1 младшей группы: Перницкая В. Г. Актуальность проекта Одним из важных.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 21:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг развития речи детей младшей группы для дополнительных программ» (включая файлы) размещена пользователем Марина мордерер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД