Любовь Филиппова
Конспект НОД для дошкольников «Моя Родина — Святая Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Обращение к одной из важных задач духовно-нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.
Публикация «Конспект НОД для дошкольников „Моя Родина — Святая Русь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Цель: Способствовать развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине.
Задачи:
1. Расширять представления воспитанников о родной стране как стране с православными культурными традициями; ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия».
2. Уточнить знания детей о государственных символах России, познакомить с достопримечательностями Москвы.
3. Вызывать желание детей познавать историю своего народа, его быта, обычаев;
4. Продолжать развивать связную и диалогическую речь детей как средство общения, побуждать их размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения; развивать координацию слова и движений.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
• наглядные: показ слайдов презентации;
• словесные: чтение стихотворений, беседа с элементами диалога, ответы на вопросы педагога, рассказ педагога;
• практические: складывание пазлов.
Предварительная работа:
• беседы с детьми о России, о родном селе как малой родине, о красоте русской природы;
• чтение стихотворений В. Степанова, О. Емельяновой о Родине;
• рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
Программное обеспечение:
• ноутбук с мультимедийным проектором и экраном;
• презентация «Великая Россия»;
• музыкальное сопровождение М. Мурадели «Россия-Родина моя»,
Ход проведения НОД
Звучит музыка
Педагог читает стихотворение
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с хлебным колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине - Великой России. А что такое Родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад.
Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».
Мы с вами живем в городе Протвино.
Протвино зовут наш город.
Он, как все мы, очень молод.
Он талантлив, как ученый,
Он наукой увлеченный.
Он - мечтатель и поэт.
Он - любимых окон свет.
Наш зеленый городок
Вдалеке от всех дорог.
Он, как парус над волной,
Над тобой и надо мной.
Протвино - это наша малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).
Да, ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами граждане России, значит мы - кто? Россияне! (Ответы детей).
А вы знаете, откуда пошла наша земля?
Познавательный рассказ педагога о Святой Руси
«Откуда пошла наша земля?»
Давным-давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины и дерева. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей Первозванный. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной страной. Наши предки очень любили и берегли свою родину, защищали ее от врагов. Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей).
Да, Россию называют Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…»
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Ребята, а вы знаете, что издавна символом Руси была белая березка.
Педагог показывает искусственное дерево березу.
Русская березка – краса и гордость России! Как вы думаете, за что русские люди любят березку? (Ответы детей)
Правильно, березка – символ чистоты, красоты русской души! В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.
Физминутка «Хоровод»
Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.
Дети водят хоровод вокруг дерева
Повороты головы вправо-влево, с движением глаз в стороны
Хоровод вокруг березы
Руки вверх, покачивания из стороны в сторону
Постепенно подходим к березке
Низкий поклон березе
Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (Ответы детей)
Да, ребята, Россия самая большая страна в мире.
В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете? (Ответы детей – Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Уфа и т. д.)
Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.
Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока)
Наша Родина - это великая страна. А какой главный город в России? (Ответы детей).
Да, Москву мы называем столицей нашей Родины.
Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву –
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,
В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную, в соборов
Золотые купола.
Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать.
Проводится игра-ассоциация «Столица России - Москва»
Москва очень большой и красивый город. Давайте немного поиграем. Я произношу название города – «Москва» - и бросаю мяч, а вы назовите какую-либо достопримечательность этого города.
Молодцы, ребята! Действительно, в нашей столице очень много достопримечательностей, потому что это древний город России.
Ребята, Россия - это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди, это - государство. Кто стоит во главе государства? (Ответы детей)
Назовите президента Российской Федерации. (Ответы детей)
А какие символы есть у каждого государства? (Ответы детей)
Педагог демонстрирует герб России
Это герб России. На нем изображен двуглавый орел, который смотрит на Запад и Восток страны.
Педагог демонстрирует флаг России
Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы.
Проводится игра «Собери в целое».
Дети делятся на 2 команды, каждой из которых даются образцы: одной командеиз разрезанных частей необходимо собрать в целое герб, а второй – флаг.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется.
Педагог раздает ленточки
Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к нашей березке свою ленточку.
Дети произносят пожелания и привязывают ленточки
Список используемой литературы:
1. Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород,12 ноября 2005г. /Отв. ред. Т. М. Стручаева, Р. Л. Рождественская. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2005. – 372с.
2. Материалы сайтов - https://olesya-emelyanova.ru/, https://www.zanimatika.narod.ru/RF7.htm
3. Это – родина моя : цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. – 60 с.