татьяна репитор
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая находка»
Тема: «Приобщение детей к театрализованной деятельности»
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» воспитателя МБДОУ Д С31 пгт Черноморский Репитор Т. С.
Актуальность.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время в связи с новыми задачами, поставленными обществом перед системой образования, проблема речевого развития дошкольников приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием речи дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Цели и задачи
Цель:
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Формы работы подготовка атрибутов; организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий; классификация театрализованных игр; создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям; показ театрализованных спектаклей для младших групп силами детей старшего возраста и педагогов; подведение итогов проделанной работы, анализ результатов.
Используя театрализованную деятельность, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях. Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность- это самореализация, удовольствие самовыражения, мощный всплеск фантазии, эмоций.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, не уверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, стендовый театр, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекая детей к участию в инсценировках и выбирая к ним материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка : чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для достижения моей цели я приобщила к работе конечно родителей. Это: приобретение и изготовление родителями атрибутов и декораций для театрального уголка, изготовление папок-передвижек, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы и т. д.
В группе детского сада организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Театрализованные игры планируются и в самостоятельной игровой деятельности. Дети с моей помощью разыгрывают знакомые сказки, исполняют народные песни, рассказывают детские стишки, показывают небольшие развлекательные сцены. В процессе игровой деятельности используются приемы имитации, артикуляционной и пальцевой гимнастики.
Театрализованную игру исследователь Л. В. Артё мова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима).
Виды драматизации:
- игры-имитации: образов животных, людей, литературных персонажей;
- инсценировки произведений;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Режиссё рские игры могут быть групповыми:
каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Дети учатся управлять силой голоса, тоном речи, звукоподражанию, четкой дикции.
После изучения текста работа направлена на движение; я показываю им, как посредством движения можно передавать характер литературного героя (лиса — хитрая, ходит на цыпочках, смотрит в глаза, поворачивает голову в разные стороны, хочет всем понравиться).
В совей работе я использую новые современные методы, приемы, технологии, чтобы заинтересовать детей, найти индивидуальный подход к каждому.
При помощи театральной практики я накопила знания, умения и навыки, необходимые в образовательной работе. Мы –педагоги должны быть артистичны, с режиссёрскими качествами, уметь заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, использовать «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Результат
В результате кропотливой, многоплановой работы в данном направлении я убедились в ее результативности. Дети чувствуют себя -
уверенно и раскрепощено;
1. расширились и углубились знания детей об окружающем мире;
2. расширился словарный запас детей, появились навыки выразительной и связной речи;
3. дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх – драматизациях, в театральных постановках;
4. между детьми установились отношения сотрудничества, появилось чувство коллективизма;
5. привлечение родителей к созданию атрибутов, костюмов, декораций, также сыграло положительную роль: взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлечённым важным делом.
Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!