Елена Ефименко
Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая находка» Описание опыта работы
Ефименко Елена Владимировна, воспитатель
МБДОУ д/с «Солнышко»
г. Суража, Брянской области
Тема педагогической находки «Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста».
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с макетами, т. к. они позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, играть. Я считаю, что одним из перспективных способов развития детей дошкольного возраста является макетирование.
Публикация «Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Выбор темы моего педагогического исследования «Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста» оказался очевидным после первых месяцев работы. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям как можно больше наглядного материала, чтобы активизировать детей и как можно больше успеть, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность.
И тогда я задумалась… Вс новое – это хорошо трансформируемое старое, и как все гениальное, оно просто! Я заинтересовалась технологией макетирования и окунулась в детство!
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.
Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
Через любой игровой макет я решаю цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Макет бывают : напольным, настольным, подиумным, настенным. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.
Наборы персонажей, аксессуары доступны детям для свободного выбора игры. Поэтому мы храним материал в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать замысел игры.
При планировании игр с универсальными макетами используются приемы : создание предметно игровой среды макетов, придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события, презентация дополнительного материала для игры-макета, беседа после игры - выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
Работу по использованию макетов в детском саду начала с младших групп. Изготовила небольшой макет «Зимний сказочный дворик», «Сказка».
К концу года дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете «Сказочный домик» обогатил восприятие детей впечатлениями. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. Макет «Аквариум». В процессе игры с макетами «Аквариум с рыбками» знакомлю детей с названием аквариумных рыбок, условно учимся заботиться о них, следят за тем, на какой рыбки не стало в аквариуме, а какая наоборот появилась.
Универсальный Макет- «Безопасный город» служит основой для организации дидактических сюжетно – ролевых игр с мелкими игрушками и дополняется разнообразными предметами (лего – конструктором, мелкими игрушками и. т.)
В данном макете объединены несколько мини – макетов :
«Улица. Жилой комплекс», «Правила дорожного движения», «Парк развлечений», «ЖКХ» - котельная.
Предлагаю детям игровой сюжет или игровые ситуации. Предварительно провожу игру «Кто ты такие?».В ходе игры мы выясняем, что в разных случаях человек может называться по разному. Например: если вы живете в городе, значит вы кто? (горожане);если вы идете по тротуару? (прохожие или пешеходы); и. т. д. пассажиры, посетители, водитель). Затем идет работа с макетами.
Обучение детей правилам пожарной безопасности – одно из важнейших задач воспитателя. Для этого мы изготовили ряд макетов по ПБ : «Пожарный щит», «Пожар в лесу» и подиумный макет «Спички детям не игрушки». Цель макетов познакомить детей с первичными средствами пожаротушения. Использую в работе дидактические игры : «Что нужно пожарным», «Хорошо – плохо», «С чем можно играть?».
Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными изготовила макет «Скотный двор»,«Мини – ферма» который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Кто, что ест?».
Затем в группе появились макеты «Парк развлечений». Для привлечения детей к изготовлению создала проблемную ситуацию. Мы с детьми задумались, а трудно ли создать парк развлечений?. Далее работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. Так появились в группе макеты «Времена года», «Правила дорожного движения».
Работа по созданию макетов также предполагают взаимодействие с родителями воспитанников. Мы активно подключаем родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов.