Нукеева Марал Куанышовна
Моя педагогическая находка «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Эдельвейс», д/с «Улыбка №2»
Воспитатель: Нукеева Марал Куанышовна
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Публикация «Моя педагогическая находка „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических работников Организации) и детей.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
недостаточный словарный запас;
плохая дикция.
При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
В связи с этим появилась потребность ДОУ в разработке новых технологий, обеспечивающие условия для развития связной речи у дошкольников.
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемотаблицы, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа, стиха. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы используются в следующих случаях :
Для обогащения словарного запаса детей
При обучении составления рассказов
При пересказах художественной литературы
При отгадывании и загадывании загадок
При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель проекта:
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи проекта:
Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Если говорить о сути мнемотехники, то она заключается в следующем. На каждое слово или словосочетание придумываются ассоциации- картинка. Таким образом,весь текст кодируется. Позже, увидев рисунок, ребенок легко воспроизводит информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям встраивать связность и последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотехника строится от простого, к сложному. И первое с чем знакомиться дети –это мнемоквадрат. Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Затем знакомятся с мнемодорожкой, -это ряд из 3-5 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложениях. И третий этап –это мнемотаблица.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях :
Для обогащения словарного запаса детей
При обучении составления рассказов
При пересказах художественной литературы
При отгадывании и загадывании загадок
При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Для поддержания интересов данной технологии могут помочь современные компьютерные средства –это живые анимационные мнемотаблицы.
Так давайте перейдем к практической части нашей методики.
Как уже сказала, начнем от простого к сложному.
Стихи Агнии Барто «Зайка».
Хочется под итожить, что мнемотехника является прекрасной технологией для интеграции в любых образовательных областях.