Нехай Заира Руслановна
Проект на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимостью опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Публикация «Проект на тему „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего детства.
Навык это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков : Слайд
- гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.);
- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников - процесс длительный, в связи с этим, одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, поэтому воспитание навыков самостоятельности необходимо планировать в режиме дня. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.
Научный аппарат исследования представлен на слайдах, позвольте на этом не останавливаться. Слайд
Объект исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Цель: выявить особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
-Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
-Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно-гигиенических навыков.
-Преемственности организационных подходов в детском саду и семье.
Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Исследовательская работа проводилась в виде эксперимента с детьми младшей группы МБДОУ №4 «Буратино» а. Вочепший. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: Слайд
- Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;
- Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;
- Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста;
- Определить эффективность разработанных мероприятий.
На этапе констатирующего эксперимента нами проводилась педагогическое наблюдение нам занятиях и в свободной деятельности в младшей группе детского сада.
Цель: изучить особенности проявления интереса и уровни усвоения культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проанализировать особенности педагогического процесса, его влияние на развитие интереса к этим навыкам у детей.
Для организации и проведения эксперимента нами были определены этапы работы (таблица 1) Слайд 1 стр. 50
Для организации констатирующего эксперимента нами, была разработана анкета для родителей детей младшего дошкольного возраста, выявляющая компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенических навыков. В анкетировании принимали участие 10 родителей (Представлена в
культурно-гигиенических навыков. Результаты представлены приложении) детей младшего дошкольного возраста.
Далее, нами было проведено наблюдение за детьми и оценка уровня в таблице 3-слайд 3 стр. 58- рисунок 2- представлен навык сформированности мытья рук и умывания.
На следующем слайде 4-стр. 61- представлен - навык культуры еды.
На следующем слайде 5- стр. 62- представлен - навык одевания и раздевания.
На следующем слайде 6- стр. 64- мы попытались отразить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.
Для проверки эффективности проделанной работы и полученных знаний у детей на занятиях, во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций на контрольном этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольных этапах. К концу эксперимента мы выявили более высокие показатели, в начале эксперимента. (Таблица 4)- результаты представлены на слайде 7- стр. 70
На следующем слайде 8-стр. 76- показана сформированность культурно-гигиеничеких навыков у детей после проведенной работы. Анализ результатов показал следующее, что 30% детей навыки находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы.
В результате проведенного исследования, мы можем констатировать, что работа в дошкольном образовательном учреждении, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, достаточно эффективна. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков воспитателю необходимо знать особенности возраста детей младшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами формирования культурно-гигиенических навыков.
Методика обучения культурно-гигиеническим навыкам должна включать в себя работу по таким направлениям, как занятия, направленные на формирование представлений о себе, занятий по развитию мелкой моторики рук. Обучение детей по культурно-гигиеническим навыкам предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. Необходимо отрабатывать полученный ребенком навык в каждый режимный момент. Полученный навык целесообразно закрепить в домашних условиях.
Проведенное исследование показало, что дети младшей группы детского сада при формировании культурно-гигиенических навыков, нуждается в обучении, которое предваряется диагностическими мероприятиями.
Опытно-экспериментальная работа показала следующее. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков процессе экспериментальной работы. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики проведенной работы. Изменения уровня сформированности умений по формированию культурно-гигиенических навыков имеют позитивную динамику. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим видом, по назначению использованию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.
Во время педагогического эксперимента дети обогащали свой небольшой опыт новыми знаниями и умениями в различных видах детской деятельности - играх, занятиях. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.
Мы провели целенаправленную работу в дошкольном образовательном учреждении по ознакомлению детей с культурно-гигиеническими навыками. Работа проводилась в 3 этапа.
На констатирующем этапе:
- с воспитателями;
- с родителями;
- с детьми.
Мы выявили уровень умений детей, провели диагностику, в результате которой выявилось, что уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей в начале эксперимента составил -20%, навыки сформированы – 38%, навыки находятся в стадии становления - 40% .
Далее в рамках формирующего этапа эксперимента мы:
- составили перспективный план работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культурно-гигиенических навыков;
- наметили систему работы с детьми младшего дошкольного возраста на учебный год;
- провели с детьми серию занятий, игр.
На заключительном этапе провели контрольную диагностику, целью которого было – выявить уровень умений детей, полученных на занятиях. Во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций.
Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику усвоения детьми культурно-гигиенических навыков, о чем свидетельствуют показатели. Задачи поставленные в начале исследования были выполнены.