Хмелева Светлана Федоровна
Мой путь в профессию. Эссе
▼ Скачать + Заказать документы
Тернист мой путь, но лишь вперёд,
Идти не ведая покоя.
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит все его последующее существование, становится выбор профессии. Профессия определяет его дальнейшую судьбу.
Публикация «Мой путь в профессию, Эссе» размещена в разделах
В детстве мы думаем о том, кем мы хотим стать исходя из внешних картинок, образов любимых героев, привнесенных родительских установок …. «ты будешь балериной, потому что… или слова любимой бабушки «нам нужен в семье врач», или просмотренный фильм про героические будни трудового народа, где профессия выступала на первый план. В моем случае определённость была с ранних лет, в какой сфере я буду работать – это была медицина. И я шла к своей цели устремленно, изучая углубленно необходимые предметы: химию, биологию, физику, литературу… О педагогике не было и речи, ни в семье, ни с друзьями. И лишь одна учительница, добрая, мудрая вникающая, Валентина Федоровна Юдина, класса с седьмого твердила как мантру: «Тебе надо в педагогику». К сожалению, мы не всегда слушаем и слышим тех, кто несет в себе не только опыт, но и умеет заглянуть в самую суть личности. Для кого педагогика стала не только профессией, но смыслом, образом жизни. Валентина Федоровна из просто учителя русского языка и литературы стала для меня ориентиром профессионального мастерства, мудрости, прозорливости и главных человеческих ценностей.
Я поступила в медицинский. Закончила и пошла работать в детское дошкольное учреждение в группу реабилитации, где образовательный процесс сопровождался восстановлением соматического здоровья.
Сначала я шла только по медицинской профессиональной тропинке, глубоко не вмешиваясь в образовательный процесс. Но со временем я все больше и больше в него вовлекалась. Мне стало не хватать моих знаний в области детской психологии, ведь нас учили только этике, деонтологии и психологии медицинской жизни. И я решила получить еще одно образование, но уже педагогическое. В 1990 году я поступила в волгоградский педагогический университет на факультет детской психологии. С этого момента я уже твердо и уверенно вошла в профессию, которая открывала для меня новые, интересные, захватывающие горизонты для познания себя, детей, подростков, взрослых.
Новая профессия мне нравилась, она стала приносить мне радость и удовлетворение от того, что я делаю. Я вдруг поняла и оценила слова Конфуция: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни дня в своей жизни».
Мой путь в становлении меня, как педагога-психолога нельзя назвать легким. Но именно в период обучения я открыла в себе такие качества, как целеустремленность, ответственность, стойкость. Именно эти качества, нередко помогают мне в моей профессиональной деятельности. Познавая науку психологию, я все больше и больше понимала, что хочу работать с детьми. Почему именно с детьми? Наверное, потому, что мир детской души – это загадочный мир, он многолик и разнообразен. И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.
В 1993 году я вернулась в родной поселок Шолоховский. Поступила на работу в школу. К сожалению, в то время еще не вводили должность педагога-психолога повсеместно, и я согласилась на должность руководителя кружковой работы, потом преподавала ОБЖ, историю, вела факультативы по этике и психологии семейной жизни в 10-11 классах, и лишь в 1999 году была официально трудоустроена на должность педагога-психолога. Был период, когда я работала сразу в нескольких образовательных учреждениях. И осознание, что моя профессия приносит не только мне удовлетворение от работы, но и помогает многим справиться жизненными трудностями, проблемами, часто обрести себя заново, найти выход из сложных ситуаций, придавало мне сил и уверенности в том, чем я занимаюсь. За время моей профессиональной деятельности я несколько раз не только оформляла, но и оборудовала психологические кабинеты. Расширяла и пополняла методическую, дидактическую, диагностическую, развивающую «копилку» для полноценной деятельности, понимая, что наша профессия требует не только моральных, но и материальных вложений. Главное, профессия педагога-психолога не терпит равнодушия и малодушия.
А еще, профессия педагога-психолога — это постоянное самообразование. Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела ты никогда не должен останавливаться в получении новых знаний. Конечно, это регулярная курсовая подготовка. Тебе необходимо еще чувствовать свою принадлежность к профессиональному сообществу – семинары, вебинары, конференции и другое, где прямой контакт, обмен опытом, где также, как и ты, твои соратники и коллеги, дышат одной с тобой идей: отдавать свою душу, сердце и знания тем, кто в этом нуждается! Моя профессия не огранивается рамками рабочего времени, она проходит «красной нитью» через всю мою жизнь. Выбрав ее однажды, ты уже не в праве быть ответственным только за себя, ты принимаешь ответственность за других в том числе.
В 2007 году мне Глава Администрации района и руководство Отдела образования поручили организовать психолого-медико-социальный центр.
Центр начинался с двух документом, с Постановления Главы и приказа о назначении. Это было сложно. Но замечательная команда единомышленников, неравнодушных и профессиональных коллег помогли мне организовать новое дело. Центр существует и сейчас. Я проработала там до 2016 года. Получив колоссальный опыт по административной и методической работе. В работе руководителя психолого-медико-социальным центром умение управлять оказалось не самым главным, а проявлять свои творческие умения, вести за собой и преодолевать трудности, вот, что помогло мне сделать Центр успешным и востребованным в педагогическом и родительском сообществе. И это одна из страниц моей жизни, которой я горжусь.
Потом еще была аналогичная профессиональная история, где мне также, практически с нуля пришлось организовывать работу коррекционного модуля в коррекционной школе-интернате. Но, где есть много администрирования, профессия педагога-психолога начинает угасать и тогда я снова вернулась к детям.
По роду своей деятельности нам, психологам, часто приходится работать и общаться с детьми с особыми возможностями здоровья. И мне показалось, что я могу значительно помочь им встроиться в мир, где их «особенность», не будет так их тяготить. Но вновь возник личный вопрос о недостающих знаниях, не хватало углубленности в проблематику и в 2021 году я решила получить еще две специальности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и учителя-логопеда. Сейчас я работаю по этим специальностям, не переставая быть психологом. В мир «особого» ребенка я заглянула не так давно, но от увиденного там, я задохнулась. Насколько он нежен и красив, как цветок, хрупок, как хрусталь, добродушен и открыт, как новая непрочитанная книга, целителен, как отвар травы.
Выбрав путь учителя-дефектолога, я думала, что нужны особенные ключи от двери мира «особого» ребенка. А спустя время, поняла, что эти ключи у нас уже были и есть. Только в поисках ключей от дверей и ответов на непонятное, мы не замечаем самые простые и ничем не приметные, те самые ключики, которые откроют нам необыкновенный мир доброты, тепла и веры.
Я смогла! Я поняла, что по-другому не может и быть. И это, наверно, самое главное, что должно характеризовать учителя-дефектолога. Я не считаю себя особенным человеком, проживая каждый день с «особенными» детьми. Потому что учитель-дефектолог - это просто мостик между простым миром и миром «особенного» ребенка. И от этого человека зависит, будет ли этот мост необъятным, светлым и заманчивым или он будет настолько узеньким, что ребенок просто не захочет по нему пойти.
Какими качествами должен обладать учитель-дефектолог? Ответов может быть много, каждый учитель выбирает свои критерии. Для меня в первую очередь «мудрое» терпение. А еще, я считаю, что педагог должен быть разным: весёлым и серьёзным, добрым и строгим. Главное его качество – любовь к детям. И ещё, по-моему, ему должны быть присущи два несовременных качества: альтруизм и энтузиазм. В нашей профессии не всегда приходится ждать моментальных результатов, мгновенной отдачи. Иногда приходится очень постараться, чтобы не потерять веру в свои силы, в правильность своих действий. Главное при этом – быть оптимистом и не сдаваться, не останавливаться.
Я люблю свою работу, люблю своих детей. Мне радостно видеть их счастливые лица и благодарные лица родителей. Это и является настоящей наградой за мой труд. А главная награда мне, как педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.
Огромное желание быть рядом привело меня в профессию учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Просто однажды я задала себе вопрос — «кто, если не я?»
Р. Де Ниро сказал, что …. «В том, что касательно будущего, я повторяю одно: за что бы Вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно!»
Не знаю, куда еще заведет меня мой профессиональный путь, но уж точно я навсегда останусь в ПЕДАГОГИКЕ.
P.S. Валентина Федоровна, сердечное спасибо за Ваши ориентиры, мудрость и прозорливость!