Елена Терёшина
Мой подход к работе с детьми на конкурс «Воспитатели России»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми – это целый комплекс стараний, вмещающий в себя разного рода подходов развития человека, его становления и взросления достойного гражданина своего Отечества. Считаю, что методика работы должна быть проработана и должна идти в ногу со временем.
На современном этапе основным направлением перестройки образовательной работы с детьми является ориентация на каждого воспитанника детского сада. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании. Осуществление индивидуального подхода в процессе воспитания означает прежде всего выявление общей направленности личности детей, их склонностей и содержания интересов.
Публикация «Мой подход к работе с детьми на конкурс „Воспитатели России“» размещена в разделах
Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если я придерживаюсь некоторых правил:
давать им более простые задания;
спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа;
задавать наводящий вопрос;
использовать напоминание;
давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать.
Но я всегдапомню и об активных детях с высоким уровнем развития:
не спрашивать всегда только их;
привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей;
подбирать им более сложные задания;
предъявлять к ответам детей повышенные требования.
Кроме этого большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. С целью развития и воспитания здоровой личности разработала парциальную программуфизического развития дошкольников «Как здорово быть здоровым!», которая вошла в пособие «Внедряем ФГОС: разработка парциальной программы дошкольного образования» (автор-составитель Муратова А. А., к. п. н., доцент кафедры ДКДО и ПВ ФГБОУ ВО ОГПУ) (Приложение).Так как в моей группе есть дети с ОВЗ, инвалидностью, то я также организую индивидуальную работу с детьми по заданиям разной степени сложности и с учетом рекомендаций специалистов (Приложение).
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности опираюсь на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Зная индивидуальные особенности своих детей, их способности и умения, я умело использую их в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.
В своей работе, использую различные формы организации детей, последовательно ввожу новые и уже усложненные знакомые дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и игры на развитие коммуникативных навыков, специально направленных на всестороннее развитие дошкольников.
С целью повышения у детей интереса к занятиям, к изучаемому материалу применяю разнообразные игровые технологии, создаю игровые ситуации, вношу элементы соревнования, активно использую на занятиях иллюстрации, показ, сюрпризные моменты. Врезультате дети лучше усваивают материал, приобретают умения и навыки тогда, когда они вовлечены в привычный для них вид деятельности – игру. Поэтому все свои занятия с детьми стараюсь построить так, чтобы они воспринимались ребенком как продолжение его игровой деятельности.
Регулярно провожу занятия с мультимедийной поддержкой. Их использование позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С 2015года углубленно работаю по теме : «Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ» (Приложение).Проблема развития поисковой активности дошкольников является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности,её самостоятельности и инициативности. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS», с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны «ТРИЗ». В игре «Маленькие человечки» дети учатся моделировать процессы, происходящие в окружающем мире. Через игру «Теремок» выделяют общие и различные признаки путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. Игра «Обзывалочки» помогает четко определять функцию предмета, явления. В игре «Волшебный ящик» дети учатся придумывать –«собирать» новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать названия, формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира. Игра «Да-нетка» помогает классифицировать, работать по алгоритму.
В результате введения этой работы, у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у них расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, а также знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
О правильности выбранного направления в работе свидетельствует позитивная динамика уровня развития воспитанников.
Весьма интересная технология, которую я использую в своей работе, это проектная деятельность. Считаю, что ребёнок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Мы с детьми и родителями придумали и реализовали несколько проектов: исследовательский проект «Все профессии нужны,все профессии важны», творческо-познавательный проект «Я и моя семья», познавательно - исследовательский проект «Огород на подоконнике», творческий проект «До свидания детский сад, здравствуй школа!» и др. (Приложение).
Скажу, что каждый проект доведен до успешного завершения и оставил у детей,у меня и родителей, чувство гордости за полученный результат.
С целью повышения общего эмоционального фона и благоприятного психологического климата в группе ежедневно с детьми я провожу ритуал приветствия: «Ласковые минутки», «Минутки вхождения в день» с элементами психогимнастики, где дети приветствуют друг друга различными способами: объятиями, хлопками, пожатием рук, поглаживанием ладоней, словесным приветствием. Это способствует психическому и личностному росту ребенка, осознание им собственной значимости, развитию творческих навыков,формированию атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в группе. Так же в утренний ритуал входит «Экран настроения», где дети учатся определять своё настроение, делиться своими эмоциональными переживаниями.
Одним из главных направлений в моей работе является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между воспитателем и родителями детей зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями – начало всех начал.
Это акции, приуроченные ко дню Земли, в январе месяце я провела две акции: «С каждого по зернышку», целью которой было сбор корма для птиц, и «Покормите, птиц зимой», целью которой является изготовление кормушек совместно с родителями, их презентация и размещение на территории ОО. Любая акция таит в себе много воспитательных моментов иохватывает всех родителей группы.
Семейные театры. В основном, родители становятся актерами на совместных праздниках.
Конкурсы дошкольных групп. Все родители активно вовлекаются в процесс подготовки нашей группы к участию в конкурсах : «Огород на подоконнике», «Лучший уголок экспериментирования», «Лучший речевой центр» и др.
Мы живём в век активного развития информационных технологий, и интернет прочно входит в нашу жизнь. Создание информационных блогов становится эффективным методом донесения информации до родителей. Сайт нашихдошкольных группах (do_wasilek@mail.ru). Размещая различные статьи о жизни детей в группах, о проведённых и предстоящих мероприятиях, статьи консультационной направленности, мы получаем от его посетителей через обратную связь. Родители пишут комментарии к статьям, на которые мы активно реагируем.
Таким образом, мероприятия, которые мы проводим с родителями в течение года, дают свои результаты. Родители становятся активными участниками процесса обучения и воспитания.
Дальнейшую деятельность планирую осуществлять в поиске инновационных подходов к организации воспитательно-образовательной работы, а также развитию интереса родителей и мотивирование их к стремлению и взаимодействию в общем деле воспитания.