Получи документы

Успешная образовательная практика «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Юлия Толстихина
Успешная образовательная практика «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формат описания образовательной практики

1. Территория:

г. Норильск

2.1. Полное наименование образовательной организации (согласно

Устава):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Центр развития ребенка – Детский сад «Тундровичок»

2.2. Краткое наименование образовательной организации (согласно

Устава):

МБДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок»

2.3. Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс

663305

- населенный пункт

г. Норильск

- улица (без указания ул., просп., пер. и т. п.)

Талнахская

- № дома

24

3. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:

4. Ф. И. О., должность лиц(-а, курирующих(-его) образовательную

практику:

Караманова Ильмира Хасановна, старший воспитатель

5. Контактные данные лиц(-а, курирующих(-его) образовательную

практику:

- рабочий телефон с кодом

8 (3919) 34 – 38 - 53

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

impai1984@mail.ru

- мобильный телефон (желательно)

8-908-030-11-59

6. Ф. И. О. авторов/реализаторов практики:

Барашкова Ирина Михайловна – автор и реализатор практики

Толстихина Юлия Георгиевна – реализатор практики

7. Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):

- педагогическая практика;

8. Укажите направление представленной практики (выбор одного

варианта):

- Практики развития дошкольного образования на муниципальном уровне и уровне образовательной организации

9. Название практики:

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

10. Ключевые слова образовательной практики (перечислите через

запятую):

читательская грамотность, чтение художественной литературы, буккроссинг, волонтерское движение, игровая технология, «Говорящая стена», проектная деятельность, театральные постановки, экскурсии.

11. На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов):

- дошкольное образование;

12. На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов):

- воспитанники;

- воспитатели;

- родители;

- специалисты МБДОУ;

- социокультурные городские организации.

13. Масштаб изменений:

- уровень образовательной организации.

14. Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов:

Формированию и развитию читательской грамотности обучающихся необходимо уделять серьезное внимание, так как читательская грамотность рассматривается современными исследователями как ведущая способность XXI века.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, интернета и компьютерных игр. Проблема, в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которою опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Тогда как, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. В дошкольные годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.

Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами детского сада. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

14.1. Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых

направлена практика:

Проблемы практики:

- Снижение интереса к чтению:

современные дети и родители все чаще выбирают цифровые развлечения, что приводит к уменьшению времени, проводимого за книгами, и снижению интереса к чтению.

- Отсутствие координации между семьей и детским садом:

не всегда педагоги и родители работают в одном направлении, что может привести к противоречивым подходам к развитию читательской грамотности у дошкольников.

Цель:

Создать условия для развития предпосылок читательской грамотности, посредством использования современных, инновационных технологий.

В соответствии с поставленной целью определяются ключевые задачи практики:

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду (в группах: оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, мастерской по ремонту книг, театрального уголка. В детском саду: библиотечный центр, театральную гостиную с различными видами театра, кинозал, центр «Мир сказок», центр «Книжкина больница»).

- Использовать разнообразные технологии, методы и приёмы для развития интереса к чтению и формирования необходимых навыков.

- Сформировать партнерство между семьей и детским садом: обеспечить взаимодействие между воспитателями и родителями, чтобы создать единую систему развития читательской грамотности у детей. (Организовать систематические литературные вечера, литературные викторины, досуги, совместно с родителями, выставки рисунков по прочитанным произведениям)

- Привлечь к сотрудничеству социокультурные городские организации (НДШИ, детскую городскую библиотеку, норильский драм. театр, колледж искусств).

Реализация практики поможет решить актуальные проблемы в развитии читательской грамотности у дошкольников, повысить их интерес к чтению и подготовить к дальнейшему успешному обучению в школе.

14.2 Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Современные дети - это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие - низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Анкетирование родителей показало, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства. Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, мы начали углублённо работать по данной теме, разработав и запустив долгосрочный проект «Книжкины друзья», «Театр для всех», «Буккроссинг».

Чтобы пробудить у детей интерес к художественному тексту, организовали практику рассказывания и чтение. Первое предшествует второму и подходит для работы с воспитанниками младших групп. Эмоционально и артистично рассказывали детям народные сказки, использовали жесты и мимику. Со временем рассказывание сменилось чтением. Дети стали знакомиться с авторским стилем писателей, богатством и красотой русского художественного языка. Наша практика стала ежедневной традицией.

В основе практики лежит системный подход с учетом принципа интеграции областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Осуществляется гибкое планирование программного содержания, форм и организации деятельности.

Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка.

В стенах детского сада мы стремимся к созданию такой благоприятной среды. В группах оборудованы библиотечные центры, книги в которых подобраны согласно возрасту и интересам детей. Периодически экспозиция выставленных книг обновляется по теме недели, привлекая ребенка, вызывая интерес рассматривать и читать книги.

Для родителей размещается информация о том, какие произведения рекомендуются для чтения по изучаемой теме, предлагаются стихотворения и малые жанры фольклора для разучивания дома.

На третьем этаже нашего МБДОУ организован центр «Мир сказок», где имеются книги различных жанров для любого возраста, фотографии детских писателей и поэтов, иллюстрации к сказкам. Также есть «Книжкина больница», где дети ремонтируют книги, создают книжки-малышки. Рядом располагается кинозал, где дети смотрят мультфильмы, презентации про авторов, сказочных персонажах.

Одним из этапов создания условий для формирования предпосылок читательской грамотности является театрализованная деятельности. В нашем МБДОУ разработан проект «Театр для всех» с участием детей и родителей. Неотъемлемую часть в реализации проекта занимает чтение произведения, разбор его и проигрывание сюжета, что увеличивает интерес к книгам.

Педагоги повышали свой уровень педагогического мастерства в рамках в направлении «Развития читательской грамотности у дошкольников». Проводились мастер-классы, семинары-практикумы по выразительному чтению, сценической речи, литературные гостиные, круглые столы, где педагоги делились опытом своей работы и интересными находками в плане художественно-речевого развития детей.

Кроме этого наш детский сад тесно сотрудничает с детской библиотекой, проводятся экскурсии и развивающие программы совместно с сотрудниками библиотеки. Вместе с родителями и детьми были запланированы выходы в библиотеку на различные праздники: «День мамы», Мастер - классы по изготовлению народной игрушки, новогодней игрушки, оберегов.

Не мало важным, является сотрудничество с Норильской детской школой искусств, где на экскурсии дошкольникам показывают небольшое представление, сцену, на которой дети могут попробовать себя в качестве актеров, костюмерную, где можно перевоплотиться в любой сказочный образ для выступлений.

Наш детский сад так же радушно принимал в своих стенах гостей из НДШИ. Приглашенные воспитанники с педагогом показывали нашим дошколятам небольшие спектакли, инсценировки, играли в музыкальные, народные игры, читали детям по ролям сказки. Все это способствовало развитию эстетического и художественного вкуса у всех участников образовательного процесса, новые знакомства и приятные впечатления.

14.3. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т. д.) реализуется Ваша практика?

Реализация практики «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста» осуществляется с помощью разнообразных средств, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1. Технологии:

Игровая технология: игры — основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Использование игровых технологий позволяет сделать процесс обучения чтению интересным и увлекательным, снимает напряжение и помогает легко усваивать новые знания.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): современные цифровые технологии предлагают широкие возможности для развития читательской грамотности. В практике используются мультимедийные презентации, интерактивные игры, онлайн-библиотеки, аудиокниги.

Технология проектной деятельности: проекты позволяют детям самостоятельно исследовать темы, связанные с чтением, создавать презентации, выставки, театральные постановки, что развивает креативность и интерес к чтению.

Технология «Буккроссинг» помогает родителям в подборе художественной литературы, привлекает детей и родителей к совместному прочтению книг, прививает бережное отношение к книге.

Технология «Дети – волонтёры» предполагает систематическое разновозрастное общение между детьми разных групп детского сада, развивает самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе. Старшие дети предают свой опыт (познавательный, игровой, социальный) в естественной среде.

Технология «Говорящая стена» используется как элемент развития читательской грамотности. Она помогает ненавязчиво закрепить прочитанное произведение. Оснащена различными иллюстрациями произведения, героями сказок. Где дети самостоятельно воспроизводят полюбившиеся эпизоды сказок, рассказов.

Технология «Скрайбинг»- перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени. Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития. Скрайбинг превращает тезисы в визуальные образы с помощью простых графических элементов. При прочтении художественного произведения дети параллельно зарисовывают интересные моменты, что позволяет лучше понять, вникнуть в суть произведения.

2. Методы:

Метод наглядности: использование картинок, иллюстраций, мультимедийных материалов делает информацию более доступной и понятной для дошкольников.

Метод словесных упражнений: чтение вслух воспитателем, пересказ прочитанного, отгадывание загадок, решение логических задач, проведение дискуссий и бесед по темам прочитанных книг. Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

Метод игрового обучения: использование игр с буквами, слогами, словами, решение ребусов, кроссвордов, лото, ролевые игры и диалоги — делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Метод творческого развития: рисование, лепка, конструирование, театрализация — позволяют детям выразить свое понимание прочитанного и сформировать творческий подход к чтению.

3. Формы работы:

В рамках практики, ежедневно, как ритуал, педагоги выбирали время в режиме дня и читали детям произведения художественной литературы. Также каждая тема недели всегда отражена в книгах в книжном уголке, иллюстрациях, развивающих играх, где дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях.

По пятницам во второй половине дня дети посещали кинозал, где просматривали мультфильмы по прочитанным сказкам, рассказам, познавательные видеофильмы. Анализировали героев, их поступки. Данные просмотры закрепляют у детей представление о прочитанном, воспитывает у каждого ребенка нравственные качества. Также дети играют в дидактические игры по сказкам на интерактивной доске, что способствует расширению кругозора и познавательного интереса.

В функциональном помещении 3 этажа детского сада в центре «Мир сказок» организовывали книжные выставки по различным темам, проводили викторины и конкурсы, интеллектуальные игры, квесты, по прочитанным произведениям.

В театральной гостиной воспитатели проводили с воспитанниками театрализованные игры и постановки, инсценировки сказок и стихов, игры с куклами, ролевые игры. Через проигрывание знакомых литературных произведений дети демонстрируют знания произведений художественной литературы, у них повышается интерес к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, они учатся слушать, анализировать текст и выделять из него основные характеристики героев.

В «Книжкиной больнице» дети «лечили» книги, приносили даже из дома потрепанные книги, чтобы починить их. Так же дети старших групп приходили в младшие группы, чтобы помочь отремонтировать книги в их группе. Рассказывали сказки, показывали мини спектакли («Дети волонтеры»).

На 2 этаже в холле детского сада организовали обмен книгами между детьми и родителями (буккроссинг)

4. Способы:

Использование наглядных материалов: картинки, иллюстрации, плакаты, муляжи — помогают визуализировать информацию и сделать ее более доступной для детей.

В рамках практики создали вместе с детьми «толковый словарь». В словарь заносятся непонятные детям слова, встречающиеся в ходе чтения художественной литературы, и объясняется их лексическое значение. К каждому слову дети создают рисунок, делают аппликацию или приносят подобранное вместе с родителями и распечатанное на принтере изображение.

Прослушивание аудиозаписей детских художественных произведений, песен, соответствующих темам прочитанных книг. Дети слушают эти аудиозаписи как в детском саду, так и дома с родителями.

Систематически организовывали экскурсии: посещение детской городской библиотеки, норильской детской школы искусств, музея, театра —всё это расширяет кругозор детей и стимулирует интерес к чтению.

5. Методические рекомендации:

Индивидуальный подход является неотъемлемой частью любой деятельности, учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка и предлагаются ему задания, соответствующие его уровню подготовки.

Предложено разработать и использовать метод поощрения и мотивации путём создания доски достижений «Лучший читатель» для создания атмосферы успеха и положительных эмоций.

Безусловно, дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому в дошкольном учреждении должна вестись систематическая работа с педагогами по формированию предпосылок читательской грамотности дошкольников: круглые столы и мастер-классы, семинары-практикумы и литературные гостиные, на которых педагоги делятся опытом своей работы, практикуются в выразительном чтении, делятся интересными находками в плане художественно-речевого развития детей.

Комплексное использование всех перечисленных методов, форм позволяет создать эффективную практику развития читательской грамотности у дошкольников.

14.4. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

По результатам опроса родителей, выяснили, что увеличилось количество семей, которые записались в детскую городскую библиотеку. Так же по опросникам сотрудников детской городской библиотеки, увеличилось количество заявок от родителей нашего детского сада на посещение мероприятий, проводимых в детской библиотеке (мастер-классы по изготовлению игрушек, конкурсы чтецов, конкурс новогодней игрушки, день рождения А. Барто, А. С. Пушкина и др.)

Дети вместе с родителями стали чаще посещать Норильский Заполярный театр, как представления, так и мастер - классы.

По сравнению с прошлым годом, включенность родителей в акцию «Буккроссинг» увеличилась. (В прошлом году была одна полка с книгами для обмена, к концу года появился большой стеллаж).

В группах педагоги расширили центры чтения для детей (увеличилось количество книг по темам недели, больше детских энциклопедий, что подтверждает контрольная карта старшего воспитателя по оценке развивающей среды МБДОУ.

Родители вместе с детьми участвовали в долгосрочном проекте «Театр для всех». Как итог, показ спектакля «По страницам сказок» с привлечением актеров Норильского Заполярного драматического театра им. Маяковского.

Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику уровня сформированности познавательных процессов и речевого развития у дошкольников. Ежегодные мониторинги свидетельствуют о следующих результатах:

• в 2023 году - 44 % воспитанников с высоким уровнем, 56 % - со средним.

• В 2024 году – 57 % воспитанников с высоким уровнем, 44 % - на стадии формирования.

Реализуемая практика в МБДОУ сплотила всех участников образовательного процесса, что является успешным показателем неотъемлемой части всестороннего развития личности ребенка и взрослого.

14.5. Укажите ссылки на задания, используемые в учебном процессе (только для практик направления «Модернизация содержания и технологий обучения: практики достижения и оценки функциональных грамотностей»):

Нет

14.6. Реализуется ли в Вашей образовательной организации программа по финансовой грамотности" (период реализации, опыт внедрения программы, результаты? (только для практик направления «Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности (для образовательных организаций, реализующих программы по финансовой грамотности)»:

Нет

15. Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:

Наблюдение, анкетирование, творческий отчет, мониторинг (сборник диагностических методик познавательного развития и речевого развития («Классификация картинок», «Литературная страна» (Т. И. Бабаева и др., «Осознанное чтение» (Жукова Н. С., индивидуальные карты, разработанные учреждением, опрос родителей, детей, контрольная карта старшего воспитателя по оценке развивающей среды, конкурсы, квесты, викторины, открытые и итоговые занятия, игры.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам

пришлось столкнуться?

Реализация практики «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста» не лишена проблем и трудностей, которые требуют внимательного анализа и поиска решений.

1. Ограниченный бюджет: не всегда есть возможность закупить достаточное количество книг, игровых материалов, мультимедийных пособий, что ограничивает возможности для развития читательской грамотности у детей.

2. Недостаток квалифицированных кадров: не всегда воспитатели обладают достаточной квалификацией и опытом в области развития читательской грамотности, что может привести к неэффективности практики.

3. Удалённость социокультурных организаций от детского сада (выход возможен только с родителями).

4. Проблемы с координацией между семьей и детским садом:

Недостаток взаимодействия: не всегда родители активно участвуют в процессе развития читательской грамотности у своих детей, что может привести к несогласованности действий воспитателей и родителей.

5. Проблемы с оценкой результатов:

Отсутствие единых критериев оценки развития читательской грамотности у дошкольников. Необходимо было создание собственной базы мониторинга, разработки опросников для родителей.

В целом, реализация практики «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста» требует решения ряда проблем и преодоления трудностей. Однако при правильной организации практики и устранении выявленных проблем она может привести к значительным положительным результатам в развитии личности ребёнка.

17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы?

- изучить возможности социального партнёрства территории (их наличие, перечень, организационные и образовательные возможности, определить ответственность каждого в процессе совместной деятельности- детская библиотека, детская школа искусств, театр);

- совместную деятельность с родителями-участниками практики планировать с учётом их предложений, инициативности, образовательного запроса и возможности семьи. Поддерживать этот интерес у детей, мотивировать детей и родителей на дальнейшее взаимодействие;

- создать «Педагогическую копилку» материалов сопровождения практики;

- оценка материально-технического обеспечения МБДОУ для создания центров читательской грамотности.

18. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов):

-консультационное сопровождение;

-предоставить информационные материалы;

-предоставить методические материалы;

-провести вебинар/семинар/мастер-класс и т. д. ;

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации):

Нет

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность):

- Нет

21. При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники:

«Говорящая стена», как средство формирования читательской грамотности у дошкольников:

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/govoryaschaya-stena-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-u-doshkolnikov.html

«Дети-волонтеры»:

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/ispolzovanie-tehnologii-deti-volontery.html

«Битва умов»

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/bitva-umov.html

«Удивительный мир Бунина»

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/udivitelnyy-mir-bunina.html

«Буккроссинг»

https://vk.com/public217037522

День рождения Б. В. Заходера

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/den-rozhdeniya-bv-zahodera.html

Театрализованное представление «Кошкин дом»

https://ds-tundrovichok-norilsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/novosti-i-sobytiya_5.html

«Путешествие по сказкам Пушкина А. С.»

https://vk.com/public217037522?w=wall760659616_60

Инсценировка стихотворения С. Маршака «Хозяйка с базара пришла»

https://cloud.mail.ru/public/oqJV/RFvoxvpMD

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите

ссылку на них:

-Нет

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Формирование предпосылок учебной деятельности — это процесс, направленный на развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Успешная образовательная практика «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 января 2025 в 11:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Успешная образовательная практика «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Толстихина (УИ 2046110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД