Татьяна Захарова
Мозаика креативности (мой подход к работе с детьми)
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании стал волновать меня с тех пор, как я начала заниматься изобразительной деятельностью. Приоритетными направлениями моей работы стали : воспитание у детей эстетического отношения к окружающему и развитие детского творчества. В течение долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренних, своих рисунков. Работая с детьми, я замечала, что конечный результат состоял в приобретении дошкольниками знаний, умений и навыков рисования. Но, к сожалению, в работах детей не было творческого подхода : птицы, деревья, трава, солнце имели одинаковую форму и цвет. Передо мной встала проблема: как организовать детское рисование и как им руководить, как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом? Я стала использовать различные типы мотивации, общения с детьми на занятиях, усилила внимание к свободной самостоятельной деятельности и инициативности детей. Свою работу по развитию творческих способностей дошкольников я выстроила по 3-м направлениям: декоративное рисование, сюжетное рисование, рисование с использованием нетрадиционных техник. По каждому направлению я определила цели и формы работы. В декоративном рисовании я поставила цель воспитать уважение к культуре и быту народов России, содействовать проявлению интереса к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства. Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте является сюжетное рисование. Третье направление в моей работе – это рисование с использованием нетрадиционных техник. Сочетание рисунка пальчиками, ладошками и кистью позволяет детям создать выразительные образы, эта техника хорошо развивает мелкую и крупную моторику руки. Техника «тычок» подходит для изображения животных, создает пушистость, а также даёт возможность выполнить цветной фон в разных композициях. Кляксография хорошо развивает воображение детей, дает возможность пофантазировать, а с помощью монотипии, детьми создаются сложные симметричные изображения природы. Оригинальны и выразительны работы с использованием фоновой окраски будущего рисунка, такие как по мятой бумаге и по бумаге, тонированной с помощью пищевой пленки, сам процесс подготовки листа бумаги для будущего рисунка увлекает детей, и они с нетерпением ждут следующего занятия. Можно совмещать несколько техник в одном рисунке: использование сухой щетинной кисти, свечи, восковых мелков, акварельных красок и аппликации. Граттаж, батик развивают цветовосприятие и композиционные навыки. На занятиях с использованием нетрадиционной техники дети становятся непринужденными, раскованными, открытыми, самостоятельными. У всех создается эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат детских работ не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Своим опытом я делилась с коллегами и родителями на различных мастер - классах «Цветотерапия для детей и взрослых»