Лукьяненко Елена
Воспитательное мероприятие «Мои пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои пернатые друзья
Государственное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания
Брянской области
«Социальный приют для детей и подростков
Клинцовского района»
Воспитательное мероприятие
«Мои пернатые друзья»
Подготовил воспитатель :
Лукьяненко Елена Васильевна
п. Чемерна
2018 год
Содержание
1. Пояснительная записка….….3
1.1 Постановка проблемы…. ….3
1.2 Актуальность….3
1.3 Педагогическая целесообразность…. 3
1.4 Цель и задачи…3
2. Особенности организации мероприятия….5
Темочки:
2.1 Формы, методы и средства работы…5
2.2 Используемые технологии…. 5
2.3 Средства необходимые для проведения мероприятия…6
3. Ожидаемые результаты…. 7
4. Воспитательное мероприятие «Мои пернатые друзья»…. 8
5. Список литературы…13
6. Презентация
1. Пояснительная записка
1.1. Постановка проблемы
В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
1.2. Актуальность
Актуальность нашей работы заключается в том, что охрана нашей природы – это наша забота, забота нашего молодого поколения. И от нас сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам мы будем рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.
1.3. Педагогическая целесообразность
Мероприятие педагогически целесообразно, так как способствует воспитанию интереса у детей к нашим соседям по планете – птицам. Вызывает желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Даёт элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
1.4. Цель и задачи
Цель: Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Задачи:
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
• Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю пору.
• Научить детей правильно их подкармливать.
2. Особенности организации мероприятия
2.1 Формы, методы и средства работы
Вид деятельности - ценностно-ориентированная, так как во время проведения мероприятия происходит формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей – всего того, что называется ценностями; затрагивается не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни; ребенок сталкивается с ценностями и смыслами жизни своих товарищей.
На данном мероприятии используется групповая форма работы, где есть возможность индивидуально проявиться каждому ребенку (высказать свое мнение, выслушать мнение своих товарищей, дать оценку данной ситуации, во время нравственно-этической беседы, познавательной беседы, во время обыгрывания и обсуждения ситуации.
Главным средствам воспитательного воздействия на детей является-слово, переживание. Во время обсуждение проблемы «добра» и «зла» ребята учатся совместным переживаниям, благодаря которым они становятся лучше, добрее. На протяжении всей работы использованы следующие методы: игровые; обсуждение; создание, проигрывание и анализ ситуации; творческое задание.
2.2 Используемые технологии
Информационно-коммуникативная технология (слайды, музыкальное сопровождение, графические изображения, текстовые сообщения) способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука речи, видео - повышает уровень познавательных способностей, формирует умения самостоятельно приобретать новые знания. Информационная технология позволила увеличить объем предлагаемого материала; светящийся экран привлекал внимание детей, давал возможность переключить аудио восприятие на визуальное; анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение у детей, и они без принуждения участвуют в обсуждении и анализе ситуаций.
Технология сотрудничества позволила включить всех воспитанников в активную работу. Каждый ребенок имел возможность мыслить, выражать свое мнение, попробовать свои возможности в обсуждении проблемы; даже самые стеснительные включились в работу группы.
2.3 Средства необходимые для проведения мероприятия
Проектор, экран, ноутбук, колонки, музыка, презентация, корм для птиц.
3. Ожидаемые результаты
Изучая наших пернатых друзей и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Воспитательное мероприятие «Мои пернатые друзья»
Основные этапы занятия:
• Вступительная беседа.
• Птичья викторина.
• Поэтическая минутка.
• Занимательные «птичьи игры».
Оборудование: компьютер, корм для птиц.
Ход мероприятия
Вступительная беседа.
- Лето прошло, уходят теплые и солнечные денечки. Дни становятся короче, а ночи - длиннее. Для наших маленьких пернатых друзей эти перемены служат сигналом - пора в дорогу. Еще немного - и скоро, с наступлением холодов, исчезнут многие виды насекомых. А это означает, что в зиму многим видам птиц просто не прокормиться и не выжить. Поэтому они с наступлением холодов улетают в регионы с более мягким климатом и чтобы, переждав суровую зиму, с наступлением тепла вновь возвратиться в родные края.
Опустел скворечник -
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель спрашивает учащихся о том, какие перелетные птицы им знакомы. Ребята отвечают.
Далее воспитатель предлагает ребятам принять участие в викторине и ответить на следующие вопросы.
«Птичья викторина».
• Какие известные вам птицы остаются на зимовку? (Галки, вороны, сороки, воробьи, голуби, синицы.)
• Где они обустраивают свое «жилье»? (Вблизи человеческого жилья. Устраиваются под крышами жилищ, в гнездах.)
• Что необходимо делать для того, чтобы облегчить зимовку птиц? (Мастерить и обустраивать кормушки, организовывать птичьи столовые и т. п.)
• Какая птица растит свое потомство не летом, а зимой? (Клест.)
• Какая птица прилетает к нам зимой? (Снегирь.)
• Как называется домик для птиц? (Скворечник.)
• А для синиц? (Синичник.)
• Могут ли такие птицы, как ворона, сорока, галка, ласточка, стриж и др., поселиться в построенном для них руками человека домике? (Нет. Эти птицы сами делают и обустраивают свои жилища.)
• В какое время года скворечник «заселяется» пернатыми «жильцами»? (Весной.)
• Могут ли воробьи поселиться в скворечнике? (Могут. Они поселяются туда с целью выведения потомства. Как только птенцы становятся более самостоятельными, воробьиное семейство покидает домик.)
• Основной птичий рацион? (Это могут быть насекомые, обитатели наших садов, парков и лесов, водоемов; семена некоторых растений.)
• Почему птиц называют санитарами садов и лесов? (Они охраняют наши поля, сады и огороды от вредителей.)
«Поэтическая минутка».
- Сейчас давайте послушаем стихотворение.
Один из воспитанников выразительно читает стихотворение:
Я трудился над скворечником,
Получилась красота!
Сколько надо - в поперечнике,
Сколько надо - высота.
Я старательно, по правилам,
Сделал все по чертежам,
Только что-то не понравилось
Привередливым скворцам.
Загрустил я - делать нечего,
Знать, зазря труды мои.
Но в отвергнутом скворечнике
Поселились. воробьи!
И папаша там, и маменька,
И веселый писк птенцов.
И представьте - я ни капельки
Не скучаю без скворцов!
Задания и вопросы к стихотворению.
1. Придумайте название стихотворению.
2. Можно ли охарактеризовать мальчика такими словами: добрый; внимательный; предусмотрительный; трудолюбивый; заботливый по отношению к птицам; мастер на все руки; выдумщик; фантазер? Если да, то почему?
Занимательные «птичьи игры».
Игра «Да-Нет».
- А теперь давайте поиграем в игру “Да-Нет”. Проверим на сколько хорошо вы знаете чем отличаются пернатые от других групп животных. Если вы услышите признаки птиц, то похлопайте в ладоши, если нет – спрячьтесь в домик (ладонями соединяют над головой).
• Тело покрыто шерстью…
• Тело покрыто перьями…
• Имеют клюв…
• Имеют две пары ног…
• Добывают пищу с помощью клюва и лап…
• Есть клыки…
• Имеют длинный пушистый хвост…
• Эти животные плавают, летают,, издают звуки,
бегают, зимуют с нами, улетают зимой в теплые края.
- Почему вы хлопали, когда слышали, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края” и “зимуют с нами”? (Ответы детей)
- А сейчас, ребята, поиграем в птичьи рифмы.
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте:
Сегодня дятел без очков,
Не видит дятел. (червячков).
Тает снег, бегут ручьи,
В гости к нам спешат. (грачи).
От важности слегка надут,
Гуляет по двору. (индюк,
На кур он смотрит свысока,
Не замечает. (петуха).
Слетелись к кормушке разные птички,
Среди них есть и. (синички).
«Скоро зимушке конец!» -
Известил весны. (гонец).
Птичьи загадки
Непоседа птица эта -
Одного с березой цвета. (Сорока.)
Избушка новая, для всех столовая,
Зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка.)
Еще на свет не появился,
В чужом гнезде он очутился. (Яйцо кукушки.)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
На шесте дворец, Во дворце певец. (Скворец.)
Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.)
- В самом начале нашего занятия мы говорили о том, что с наступлением холодов резко сокращается птичий рацион, большая часть которого состоит из различных насекомых. Для зимующих птиц наступают тяжелые времена и долг человека - позаботиться о том, чтобы наши пернатые друзья смогли благополучно пережить зиму. Каждый из вас, ребята, может оказать им конкретную, посильную помощь. Например, соорудить птичьи кормушки, покормить.
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: «У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.
Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать».
- Значит, ребята, если мы будем подкармливать птиц зимой, то сохраним их от гибели. Ведь при наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Видите, ребята, и от нас с вами тоже зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. А все начинается с малого.
Стихотворение «Покормите птиц зимой!» (автор А. Яшин)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну!
- А теперь посмотрите за окно – видите, сколько птичек ждут обеда! Я заранее приготовила корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!
Список литературы
1. Волкова Т. В. «КВН по теме «Птицы»» Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006.
2. Каркачёва Н. А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»». Газета «Досуг в школе», № 3 2002.
3. Пинчук Т. И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 2009.
4. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд. - М. : Просвещение 2006.
5. Бейко, В. Б., Березина, М. В. и др. «Большая энциклопедия животного мира». - Москва: РОСМЭН, 2010.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана – Граф, 2013.
7. Журнал «Свирель» / Лазурь. – М., №2, 2013.
8. Скиба, Т. Современная детская энциклопедия «Что? Когда? Зачем? Почему?» / Т. Скиба // Владис, Рипол». – М., 2013.
9. https://www.osminojek.ru/
10. https://kladraz.ru/
11. https://www.maam.ru/
12. https://nsportal.ru/ap/