Вожегова Г.Н.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
(слайд2)
Максим Горький
(слайд 3) Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание.
От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Самоанализ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
(слайд 4) Школа – самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
Происходящие сейчас в общественной жизни изменения требуют от учителя не просто передавать знания традиционным способом, а использовать новые формы и способы обучения, ориентированных на индивидуальное развитие личности.
Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию.
Я точно знаю: урок должен вызывать у обучающихся интерес, доставлять радость. Доброжелательная психологическая обстановка на уроке - обязательное условие для творческой самореализации учеников.
В начальной школе применяются многие технологии, но, наверное, самые любимые детьми – игровые. (слайд 5) Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
(слайд 6) Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
На своих уроках использую именно игровые технологии, так как, использование игровых приемов на уроке побуждает интерес школьников к изучению предмета. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и друг к другу. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока. На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
(слайд7) – прочитать со слайда
На разных этапах урока применяю разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т. д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам, «Допиши слово» и другие.
Пример На уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие:
Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор.
Как вы заметили эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы.
Учителя стараются применять интерактивные методы в виде: ролевой игры ( инсценирование: отрывков из сказок, произведений, ситуаций)
Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т. к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.
Пример:
В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
(слайд 8) Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Несколько лет тому назад я познакомилась с методикой обучения каллиграфическому письму В. А. Илюхиной.
Эта находка Веры Алексеевны мне очень понравилась, и вот уже несколько лет практикую ‘’письмо с секретиком’’. Мне также понравилась данная методика обучения
письму, и почерк многих моих учеников стал лучше. По методу Илюхиной все буквы
русского алфавита можно писать красиво, научившись каллиграфически писать букву ‘’И’’
(ножка балерины). Детям нравится выписывать ‘’секретик’’, находить ‘’шалашик’’ и ‘’гнездышко’’.И только скажи, даже в четвертом классе, про гнёздышко или шалашик для гномиков, дети сразу понимают, где у них ошибка в написании элементов букв или соединений. Очень люблю пропись этого автора, заданий разное количество. Одно из моих любимых, игра «Наборщик», дажн мы с вами в детстве играли в эту игру. У каждого она называлась по разному. Это когда из одного большого слова надо набрать, как можно больше маленьких слов. И дети с этим заданием справляются легко. Даже переносим эту игру на уроки чтения.
(слайд 9) Далее, в наш быстро-развивающий век в школе необходим внедрение инновационных технологий, в том числе технологий перспективно-опережающего обучения. Ее основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении. Также необходимо отметить, что эта технология предусматривает предупреждение ошибок, а не работу над уже совершенными ошибками. Еще одна важная черта этой технологии - дифференциация, т. е. доступность знаний для каждого.
(слайд 10) Софья Николаевна Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Например, В 4 классе по русскому языку изучается тема “Глагольные словосочетания’’, но уже в 3 классе я даю детям задания такого типа: определить падеж имен существительных в словосочетаниях, например, зашел за другом (Т. п., отдыхали в деревне (П. п.) и другие. Причем, эти задания даются часто, на 5-7 минут на уроке. И к моменту изучения темы в 4 классе, дети свободно ориентируются в этой теме, определяя падеж имен существительных и устанавливают связь слов в
словосочетаниях.
(слайд 11) Кроме перечисленных элементов технологии опережающего обучения, в своей работе я использую опорные схемы или просто схемы – выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде
таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимается страх, скованность. Особенно много схем мы с ребятами
составляем на уроках математики. Это и схемы решения простых и составных задач, и
опоры для решения уравнений, и разнообразные алгоритмы. При изучении величин удобно составлять таблицы, а для нахождения периметра и площади геометрических фигур – формулы. Это и есть опережающее обучение, а полученные знания пригодятся учащимся в старших классах. Все таблицы, формулы и опоры мы записываем в словарики и в тетрадь – помощницу, которую ученики заводят во 2 классе и ведут ее в течение 3-х лет. Далее эти словарики дети ведут уже с учителями русского языка и литературы. Т. е. я не стесняюсь своего возраста, иду к учителям предметникам и узнаю, что у них нового в записях оформления, в новых каких-то правилах, и стараюсь детей научить так, чтобы при переходе в среднее звено, они меньше переучивались в оформлении записей и формул, и этот переход перенесли более комфортабельно.
(слайд12) Ведь мы знаем, что легче научить, чем переучить!
Далее, иногда среди учителей слышу негативные отзывы о компьютере и о телефонах. Разве только ленивый не ругает сегодня Глобальную сеть : и отвлекает это детей, и заставляет шаблонно мыслить. Сама грешу этим. А если все это заставить работать «на себя»? На уроках окружающего мира есть задания подготовить доклад или сообщение, вот здесь то и предлагаю подготовить презентацию. При создании презентации учащиеся самостоятельно занимаются изучением дополнительных материалов в книгах и журналах, поиском необходимой информации в Интернете и поэтому у них глубже формируются навыки исследовательской работы. Так же на уроках литературного чтения: биография писателя. К тому же и родители вместе с ребенком посидят лишнюю минуту. К концу 4го класса многие дети сами делают презентации, выбирая то что надо, а не просто скачивая презентации с интернета.
Весь 3-4 класс группа детей моего класса участвовали в интернет – олимпиадах на учи. ру. И заметьте, я говорила день и время, когда надо зайти на сайт и решать олимпиады. А потом они их совместно обсуждали, что и кто, как решил. Но их это так втянуло, что они дополнительно решали математические задания. И очень расстроились, что нет заданий по русскому языку на каждый день.
Начиная со второго класса, мы начинаем участвовать в олимпиадах Центра талантливой молодёжи (в этом году Департамент образования Брянской области рекомендовал школам принять участие в этих олимпиадах). Сначала участвуют дети посильнее, но в 3-4 классах число учащихся увеличивается. А потом приятно наблюдать. Как дети обсуждают свои ответы.
Эти олимпиады сплачивают ребят, заставляют взяться за словари и дополнительную литературу.
(слайд 13) Я убедилась, что познавательная и творческая активность учеников повышается, появляется интерес к учению, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы – успехи в конкурсах и олимпиадах.
Все мои начинания, мои методические поиски поддерживают родители, которые нередко становятся активными участниками воспитательной работы.
Все, кто здесь присутствует, уже в основном много лет работают в школе, и у каждого из нас что-то своё, то, что преемственно только этому учителю. Очень хочется попросить отдел образования, чтобы в этом году мы посмотрели не только уроки учителей городских школ, которые мы видим каждый год или через год, но и учителей сельских школ. Сейчас есть автобусы, мы можем выехать на село. В сельских школах работают замечательные учителя, и хочется, чтоб они поделились с нами опытом своей работы.
(слайд 14) И в заключение надо сказать, что педагогика, как наука до конца ещё не изучена, и в этой сфере нас ждёт много открытий и интересных находок. А источниками вдохновения должны стать наши необыкновенные, любознательные и очень способные дети, чьи таланты должны открывать мы - учителя.