Алла Петрухина
Деонтология в профессиональной деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Деонтология в профессиональной деятельности учителя - логопеда.
Профессионально-значимые качества личности учителя -логопеда.
Деонтология (греч. deon - должное и logos - учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Термин впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом.
Публикация «Деонтология в профессиональной деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
Если этот термин отнести конкретно к логопедии «Должное» — это то, как логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и с коллегами по работе.
Педагогическая деонтология -наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом.
Принципы деонтологии :
- Гуманное отношение к детям,
- Забота об их здоровье,
-Предоставление педагогических услуг детям независимо от расовой, политической и региональной принадлежности,
- Уважение чести и достоинства человека / ребенка /,
- Охрана детских тайн, проблем,
- Демократический стиль общения с детьми,
- Диалектический взаимосвязь уважения и требовательности к ребенку,
- Педагогический оптимизм т. д.
Педагогическая деонтология учит относиться к ребенку или коллеге не как к объекту, своих наблюдений и педагогических действий, а как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, страхом. Игнорирование или прямое нарушение деонтологических принципов не только снижает эффективность педагогических усилий, но и может нанести чрезмерного ущерба психическому, моральному или физическому здоровью ребенка. Принцип не навреди в педагогике имеет не менее глубокий смысл, чем в медицине. Слово, действие педагога выполняют не только образовательную, воспитательную, информационную, но и физиологическую функции. Именно поэтому педагог должен учиться владеть педагогической техникой, не нанося вред здоровью ребенка.
В логопедии деонтология еще не сформировалось как самостоятельное направление Однако исследователи, изучая взаимоотношения логопеда с другими участниками коррекционной работы как значимый фактор влияния
на успех логопедической коррекции, создают предпосылки для формирования деонтологического направления в данной специальности.
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относится к лицу с речевыми патологией и его родителям так,как относится врач к больному и его родственникам,быть осторожным в оценке тяжести и,особенно –механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявлениями речевых расстройств,их сущность,так многие из них,даже не резко выраженные,могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.
Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и ребенком, логопедом и родителями, имеющих детей с речевыми нарушениями, логопедом и врачом учреждения, логопедом и воспитателем.
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача-невролога или психотерапевта. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.
Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений,а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс.
Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности. Эти правила и нормы являются и условием, и продуктом, и средством познания педагогической действительности. С их помощью педагог вырабатывает отношение к себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, через их призму оценивает все факты педагогической реальности.
Профессиональные нормы - это исторически сложившиеся или установленные стандарты профессионального поведения и деятельности. В сфере профессионального поведения педагог должен безусловно выполнять установленные нормы, формализованные и закрепленные в различных нормообразующих документах (законах, уставах, положениях, инструкциях, правилах и т. п.).
В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям – логопедам.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приёмами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны:
• учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.);
• учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);
• учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Профессиональные знания, умения, привычки, навыки составляют профессиональный опыт, обеспечивают квалифицированную профессиональную деятельность в составе различных коллективов (коллеги, дети, родители, руководители и т. д.)
В сферу деловой компетентности включается:
- профилактика
- диагностика
- консультирование
- обобщение передового опыта, получение новых знаний
- педагогическое и логопедическое просвещение
- психологическая и терапевтическая помощь
- коррекционное воспитание и обучение
- поиск наилучших средств коррекции речи.
Особо следует отметить социальную активность логопеда - он должен постоянно обучаться, развивать и совершенствовать свой профессиональный опыт и делиться им с коллегами, единомышленниками, родителями. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:
1. Гуманистическая направленность и человеколюбие. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных.
2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность.
3. Увлеченность профессией, терпение. "Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
4. Целеустремленность, выдержка, терпение, самообладание и самокритичность.
5. Социальная активность, решительность, настойчивость.
6. Любовь к детям
7. Развитое самосознание и адекватная самооценка.
8. требовательность к себе и окружающим;
9. педагогическое творческое воображение и наблюдательность;
По мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель — логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям». Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами.
Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.
В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы в совершенствовании личных качеств.
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентоспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.