Алена Кузнецова
Мои методы работы с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия, используя массаж и медикаментозное лечение, почти каждый логопед испытывает трудности, так как с каждым годом все больше детей со сложными, стойкими нарушениями. Нередко один ребенок имеет три диагноза: псевдобульбарная дизартрия, гипердинамический синдром, задержка психического развития. Слаба замыкательная функция коры головного мозга, трудно формируются условно-рефлекторные связи, слаб контроль за своей речью. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Со стороны родителей в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». На логопункте численность детей высокая, хотя предполагается коррекция легких речевых нарушений, наяву же, большая половина детей имеют по 2-3 диагноза, поставленных медико-педагогической комиссией. Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Поставленные в такие сложные условия, логопеды ищут наиболее эффективные пути обучения ребенка, нередко нарушая «логопедические постулаты» Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Поэтому я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку. Сразу проясняется картина, видна возможность постановки того или иного звука. Вырисовывается план работы : какой звук ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается звук «Л». Ставя его и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. Не происходит взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Отрабатывая артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией занимаюсь в последнюю очередь, так как они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи».
Публикация «Мои методы работы с детьми,» размещена в разделах
Особое внимание заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук произносится верно, а твердый искаженно. Учитывая, что продолжительность этих занятий не должна превышать 15-20 минут, потому что дети быстро утомляются, я использую это время только на коррекцию звукопроизношения, а работу над другими сторонами речи выношу на подгрупповые занятия.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции. «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука «Л» имитируем движение языка к зубам при помощи его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука «Р» имитируем пальцами вибрацию переднего края чашечки и т. д.
Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приемы, стараюсь обыграть каждое упражнение. Например, при постановке звука «Л» рассказываю ребенку про то, как любопытный язычок попал в капкан хвостиком, а потом с силой выдернул его. Кончик языка, зажатый зубами, с силой выдергивается – слышится отчетливый звук «Л». При выполнении упражнения «Заборчик», говорю ребенку, что на его заборчик сели разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка, осторожная трясогузка и т. д. При выполнении упражнения «Грибок», рассказываю ребенку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до 10. Дождь идет, а грибок растет все выше и выше. При выполнении упражнения «Чашечка» рассказываю о том, какие смешные котята бегут пить молоко из его чашечки: серенький, рыженький, пестренький, беленький с голубыми глазами и т. д. Эти приемы помогают удерживать статическую позу, ребенку весело и интересно, он меньше устает. При постановке звука «Р» при помощи детской резиновой соски от фрикативного звука заводим моторчик у жука (от звука «ж») и у осы (от звука «з»). При шипящем или боковом сигматизме, когда к звуку надо «идти» от межзубного положения языка, играем с ребенком в игру «Шепелявый язычок». Показываю ребенку, как смешно получается, если сказать слоги, а затем слова, просунув язык между зубами. Затем предлагаю ребенку произнести также. Если у ребенка не получается межзубное произношение, то пробуем межгубное, автоматизируем его в словах, а затем снова возвращаемся к межзубному. Когда звук окрепнет, «соскальзываем» на нужную артикуляцию.
В работе над коррекцией звукопроизношения использую зрительный контроль посредством зеркала, но главное предпочтение отдаю кинестетическим ощущениям ребенка. Использую его способность подражать глядя не в зеркало, а на органы артикуляции учителя-логопеда и при воспроизведении артикуляционного упражнения ориентироваться только свои мышечные ощущения. Логопедическая практика свидетельствует о том, что этот прием эффективен.
Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучиваем много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также. Использую дразнилки, переговорки, хулиганки, песенки, элементы театрализации. Так в переговорках на подгрупповом занятии побеждает тот, кто больше вспомнит и расскажет стихов, потешек на автоматизируемый звук. При автоматизации звука «Л» шалим и хулиганим, грозим друг другу пальцем и ругаемся: «Ла-ла-ла!», «Лы-лы-лы!» На этот же звук поем легкий мотив песенки из слогов. На этапе введения звука в связную речь, применяю тексты цепной организации «Связанные одной цепью», по методике В. К. Воробьевой, а также различные бытовые ситуации, где ребенку предлагается рассказать о своем друге или о том, как он дома помогает маме.
Практика подтверждает эффективность этих приемов. Дети поступают в школу с нормальным звукопроизношением.
Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приемов, в том числе и этих:
1. одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
2. имитация руками артикуляционных упражнений;
3. обыгрывание артикуляционных упражнений;
4. опора на кинестетические ощущения ребенка;
5. воздействие на эмоциональную сферу ребенка.