Лучший педагог года

Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей)

Елена Горохова
Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей)
▼ Скачать +Заказ

Инновационные методы взаимодействия с родителями

(консультация для педагогов)

Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей консультации «Повышение эффективности взаимодействия с семьей посредством использования инновационных форм».

Публикация «Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей)» размещена в разделах

Вы прекрасно знаете, что основная цель взаимодействия с семьей – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноправными участниками воспитательного процесса. Как показало анкетирование, 50% из вас испытывают затруднения в работе с семьей, особенно в использовании инновационных форм взаимодействия. Поэтому я решила провести для вас консультацию.

В письме от Министра образования ПО Копешкиной Светланы Константиновны указано, что она очень озабочена состоянием современной семьи и тем, как образовательные учреждения взаимодействуют с семьей. Поэтому Светлана Константиновна рекомендует нам повысить эффективность работы с родителями. А сделать это можно, используя инновационные формы взаимодействия.

Существует 4 метода взаимодействия с семьей: ИНФОМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ, ДОСУГОВЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, Наглядно – информационный

1 метод : ИНФОМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Основной задачей информационно – аналитических форм взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о ребенке, особенностях его развития, и о его родителях : их запросы, ожидания, предложения, претензии. Традиционно используются анкеты и тесты. Здесь же – посещение семьи.

Новая форма – интервьюирование. Вы сообщаете родителям, что вам необходимо знать их мнение по 1или 2 очень важным вопросам и, используя детский микрофон, задаете его всем родителям. Интервью может взять любой из детей группы как у взрослых, так и у детей, если вам нужно знать детское мнение.

Также, можно использовать «Почтовый ящик». На собрании вы говорите родителям, что они могут оставлять свои предложения и замечания в почтовом ящике, анонимно. В конце каждой недели информация будет обрабатываться, и приниматься к сведению.

2 метод : ДОСУГОВЫЙ.

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

• Совместные с родителями праздники и развлечения: «День матери», «День семьи», «День защитника отечества» (танцы, песни, стихи, конкурсы, призы, чаепитие, «День здоровья» (эстафеты, игры, знания о гигиене, здоровой пище, «День театра» (дети и родители показывают театральную постановку, «День именинника» (по знаку зодиака, по времени года). День чего-либо может быть любой.

Семейные игровые конкурсы: «Что? Где? Когда?» - две команды, состоящие из детей и родителей, задания для родителей чередуются с заданиями для детей. «Устами младенца» - дети говорят, вы записываете на видео, родители угадывают, «Угадай мелодию» - дети вместе с родителями угадывают песни, поют песни, где есть такое- то слово, грустные и веселые, холодные и теплые.

Тематические конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Дары осени» (поделки из овощей. Фруктов, листьев, «Мой театр» (изготовление разных видов театра, «Все для спорта», «Костюмированный бал» (изготовление костюмов для детей из нетрадиционных материалов – оберточной бумаги, коробки из-под сока, упаковочная бумага, трава и цветы, листы из нотного альбома, цветные пакеты).

Выставки: «Умелые руки» - сделанные руками родителей, «Вкуснотеево» - сладкие блюда и их дегустация и обмен рецептами, можно провести среди бабушек, «Семейная коллекция» - презентация чего-либо, что коллекционирует семья, история создания коллекции, рассказ об экспонатах.

Акции: «Тропа добрых дел» (ежегодная помощь в благоустройстве территории д/с, «Поможем солдату» (сбор сладостей для срочников, «Поможем детям» (сбор игрушек, изоматериалов, сладостей для детдомовцев, «Зеленая планета» (приобретение и высадка цветов на территории д/с, «Книга для всех» (сбор книг для детского сада, обмен их между группами).

• Организация совместных экскурсий для родителей, детей и педагогов за пределы города: в зоопарк, в парк.

• Организация походов для родителей, детей и педагогов в выходной день.

• День открытых дверей

• Ярмарка.

• Творческий вечер по примеру передачи «Минута славы», где дети и родители поют, читают стихи, показывают миниатюры, акробатические номера. Каждому присуждается приз – самая артистичная, самая дружная, самая талантливая, самая веселая семья.

3 метод : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.

• Групповое родительское собрание. Форма осталась прежней, но изменилось содержание. Чем же, кроме докладов и сообщений можно дополнить собрание? Знаю, что многие педагоги используют мастер-классы, мультимедийные презентации. Я предлагаю включать в собрание: - Ролевые игры с педагогическим содержанием, с проигрыванием проблемных ситуаций, когда родитель в образе ребенка (что чувствует ребенок, когда мы говорим ему не кричи, не трогай, не бегай) - Моделирование способов общения с ребенком; способов родительского поведения;

- Видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их высказывания, а затем все это прокомментировать и таким образом донести до родителей значение игры, значение развивающих занятий, значение прогулки;

- Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так…» (можно заранее подготовить 2-3 родителя); - Конструктивные споры, когда родители путем анкетирования делятся на две команды, например, те кто за прогулки в холод, и те, кто против. Затем обе группы в ходе дискуссии отстаивают свою точку зрения и приходят к еденному решению.

Также, родительское собрание можно провести в форме:

«Педагогической гостиной» - она позволяет организовать равноправное участие детей, родителей и педагогов в игровой и продуктивной деятельности.

Педагогические гостиные помогают научить родителей играть с детьми, понимать их.

• Заседания «Круглого стола» за чашкой чая. Общение проходит по принципу: «Я делаю так, а вы?» Родители делятся опытом семейного воспитания, так как дети одного возраста в группе и проблемы примерно одинаковые. Общение непринужденное, мнение никому не навязывается.

«Вечера вопросов и ответов». Вопросы можно подготовить заранее, можно предложить записывать на листочках в ходе вечера и складывать в корзинку, можно задавать устно. На вечер можно пригласить заведующую, педагога, психолога, логопеда, врача. Можно нескольких специалистов сразу.

«Родительской конференции», задача которой - пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Печатаете яркое объявление, договариваетесь о выступлениях с родителями, помогаете им правильно оформить высказывания, организовываете консультации врача, педагога, логопеда, в зависимости от темы, на конференции можно сделать выставку литературы.

• Психолого - педагогического тренинга по проблеме взаимодействия с ребенком. Поможет психолог.

По-прежнему, актуальна работа клубов по интересам : «Клуб молодых бабушек», «Клуб здоровый малыш», «Клуб умелые ручки», «Клуб первоклашка». Как показывает практика, клуб лучше вести в пределах одной группы, когда собираются родители из нескольких групп, не знакомы между собой, не всегда могут открыться.

Также, родителей можно привлечь к проектной деятельности. Например, «Любимый город» - провести совместные экскурсии по городу, посещение музеев, парков города, совместные зарисовки города, составление рассказов о городе.

4 метод : Наглядно - информационный

Наглядно- информационные формы взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Традиционно, это родительские уголки, где обязательно представлена информация о режиме дня, сетке занятий, о специалистах, организации по защите прав детей и меню.

Чем же можно заполнить оставшиеся кармашки?

• Рубрика «Мы ждем Вас!» - график работы на месяц, ориентирующий родителей на участие в течение месяца.

«Говорят дети» - юмористические, оригинальные высказывания детей. Их могут записывать и родители, и воспитатели.

• Рубрика «Советы нашей семьи», которую ведут родители, по очереди раз в неделю каждый родитель пишет или печатает любой совет для других родителей.

• Рубрика «Вы спрашивали – мы отвечаем», где вы даете ответы на наиболее волнующие родителей вопросы.

• Рубрика «Благодарим вас».

Также, можно предложить родителям оформить стенды – презентации, где родители могут презентовать творчество или достижения своего ребенка: рисунки, поделки, грамоты и награды.

Очень интересной получается выпуск семейной газеты «Моя семья», где родители делятся положительным опытом семейного воспитания, или как они отдыхают всей семьей.

Есть еще такая форма как «Книга-эстафета». – с ее помощью можно выяснить, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить в чем необходима помощь. Берется обычная общая тетрадь, пишется обращение к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель отвечает на вопросы, задает свои и читает ответы других родителей. Книга- дополнительная форма общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

И самая новая форма взаимодействия – сайт детского сада.

Ну и конечно же, в родительских уголках у нас всегда есть информация узких специалистов, и воспитателей по годовым задачам, в зависимости от времени года, от праздников. Несколько слов по ее оформлению. Размер шрифта 14-16, интервал – полуторный, шрифт не курсив, он неразборчив. Текст разместить на 1-2 страницах, желательно в цвете или с картинками. Обязательно начинаете со слов: «Уважаемые мамы и папы», «Бабушки и дедеушки», обязательно после нескольких предложений об актуальности темы – практические рекомендации. Заканчиваете – откуда взята информация. Смена информации – раз в месяц.

Многие из вас применяют в работе с родителями некоторые из вышеописанных форм. И судя по тому, что явка родителей на мероприятия составляет 70-90%, родителям нравится участвовать в мероприятиях доу, поэтому я предлагаю вам активнее использовать всё разнообразие инновационных форм взаимодействия с родителями.

Уверена, что они помогут вам сблизиться с семьями, найти в них единомышленников в вопросах воспитания детей.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Проблематика затруднений педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями На сегодняшний день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Но, к нашему большому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей)
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 22:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД