Марина Зубарева
Нетрадиционные методы логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы логопедической работы
Подготовила учитель-логопед Зубарева М. Л.
Речевая недостаточность у большинства детей с ОНР сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности. Малыш, имеющий нарушения речи, может быть повышенно агрессивным, или наоборот, замкнутым и подавленным. Дети быстро истощаются, становятся невнимательными, теряют интерес к занятиям. Они с трудом овладевают операциями, требующими тонкой моторной дифференциации.
Темочки:
Для успешного преодоления недоразвития речи и других высших психических функций мы должны использовать все возможные методы и приёмы комплексного воздействия.
В настоящее время в логопедической практике особой популярностью стали пользоваться нетрадиционные методики. Это такие направления, как куклотерапия, аква- пескотерапия, сказкотерапия, фито-, арома-, хромо-, музыкотерапия и др. использование компьютерных логопедических программ, нетрадиционные артикуляционные упражнения с ложкой, шариком (Коноваленко).
Учитель-логопед должен владеть знаниями об особенностях использования этих направлений, чтобы грамотно применить в своей работе, рекомендовать родителям, воспитателю, музыкальному руководителю.
ФИТОТЕРАПИЯ
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для
• восстановления умственной и физической работоспособности
• устранения усталости, вялости, астенического синдрома
• профилактики нарушений мозгового кровообращения
• устранения бессонницы, нервозности
• профилактики и устранения расстройств памяти
• восстановления мышечного тонуса
При спастической форме дизартрии:
- настои из скорлупы кедрового ореха
- настои из цветков календулы
- настой из семян укропа
- отвары донника лекарственного
- ванны из настоя чабреца
- отвар пихтовых веток
При паретичной форме дизартрии:
- настои из женьшеня обыкновенного
- настои из марьина корня
- настои из гречихи посевной
- настои из мордовника обыкновенного
- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой
Для беспокойных дизартриков рекомендуется
- отвары чертополоха и подмаренника мягкого
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
- отвары зверобоя, ландыша,
- настойки женьшеня
- сок сырой капусты
- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой
При неврозоподобном заикании:
- Сбор №1:
Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 гр. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
- Сбор № 2:
Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 гр. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л. воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды
АРОМОТЕРАПИЯ
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настрое-нием человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
- при вдыхании лаванды – на 20%
- при вдыхании жасмина – на 30%
- при вдыхании лимона – на 50%
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса
запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность
эфирное масло чабреца – успокаивает
мята – снимает головную боль и тошноту
длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект
эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует
запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей
запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему
запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
• замедляют пульс
• увеличивают силу сердечных сокращений,
• способствуют расширению сосудов,
• нормализуют артериальное давление
• стимулируют пищеварение
• улучшают аппетит
• облегчает установление контакта между людьми
• повышают тонус коры головного мозга,
• улучшает обмен веществ,
• стимулируют дыхание и кровообращение
• усиливают внимание
Музыка действует избирательно, в зависимости
от характера произведения
от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
- рецептивной
- активной
- интегративной
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»); 2) музыкально-образная медитация
музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
- вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания
- кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика
- инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
- музыкоцветотерапия
- музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
• подавляет нервную систему
• увеличивает содержание адреналина в крови
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает
• музыка Вагнера
• оперетты Оффенбаха
• «Болеро» Равеля
• «Весна священная» Стравинского
• «Каприз № 24» Никколо Паганини
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
• музыка Франсиса Гойи
• «Времена года» Чайковского
• «Лунная соната» Бетховена
• фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности
- стимуляция двигательных функций
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей
- растормаживание речевой функции
- развитие чувства ритма, темпа, времени
- развитие мыслительных способностей и фантазии
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков
- нормализация просодической стороны речи
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
• в музыкальном оформлении игр
• музыкальной релаксации
Музыкальная ритмика используется при лечении
• тиков
• заикания
• нарушений координации
• расторможенности
• моторных стереотипов
• дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)
• брадилалии и тахилалии
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно
ХРОМОТЕРАПИЯ
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции
- вегетативной нервной системы
- эндокринных желез
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие
- расслабляет
- снимает спазмы
- уменьшает головные боли
- понижает аппетит
- стимулирует умственную деятельность
Голубой цвет:
- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении
Фиолетовый цвет:
- угнетает психические и физиологические процессы
- снижает настроение
Красный цвет:
- активизирует
- повышает физическую работоспособность
- вызывает ощущение теплоты
- стимулирует психические процессы
Зеленый цвет:
- успокаивает
- создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду)
- повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение
Розовый цвет:
- тонизирующее воздействие
Желтый цвет:
- вызывает чувство покоя
- нейтрализует негативные действия