зухра гаан
Методы, приёмы работы с малыми фольклорными формами
▼ Скачать + Заказать документы
Гаан Зухра Разимовна
Культура речи детей рассматривается нами как осознанное усвоение выразительно- изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения. Поэтому это позволило нам использовать в своей работе методику воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами сказок, пословиц поговорок Л. Лашковой. Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер.
Первый этап (разъясняюще – мотивационный)
Публикация «Методы, приёмы работы с малыми фольклорными формами» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Цель. Формировать понимание иносказательного смысл слов и выражений, употребляемых в сказках, пословицах, поговорках и знание правил их употребления, а осознание особенностей композиционного построения сказок.
1. Построение анализа сказки акцентировалось на: на её композиционном построении (зачин, завязка, также осознание развитие событий с кульминацией и развязка)
2. Изобразительно – выразительных средствах текста и особенностях интонации, позволяющих адекватно раскрыть содержание произведения и передать личное отношение к нему.
3. Прослушивание и обсуждение особенностей выразительности речи артистов, читающих тексты сказок.
Приёмы :
1. Совместное комментирование.
Вопросы воспитателя помогали детям задуматься о важности каждого слова в тексте
• - Героев называют необычными именами. Какие из них вы запомнили? - Какими словами в русской народной сказке «Морозко» говориться о том, что девочка замерзла? («Дрожит, озноб ее пробирает», «чуть дух переводит», «чуть-чуть языком шевелит».)
• - Вспомните необычные выражения, которые используются в русских народных сказках. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям предлагали картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. (При произнесении педагогом какого-либо выражения дети должны подобрать к нему соответствующую иллюстрацию). см. рис. 1.
Второй этап (теоретический и практически развивающий)
Цель: Формировать представление о языковых средствах, помогающих создавать обобщённые и иносказательные образы фольклорных произведений
1. Логическое построение сюжета
Методы
• Моделирование (текст сказки на смысловые части, и их основное содержание отражалось в схематичном рисунке рис. 2.)
• Заполнение отсутствующей частей текста. (предлагалось начало и конец сказки, объединенные лишь персонажами. Ребё нок должен ответить: получилась ли сказка. И если нет, то что нужно сделать, чтобы она получилась)
• Игра «Да – нет». (даётся правильная или неправильная характеристика сказочного героя, совершенного им поступка и т. д. Дети в ответ соглашаются или не соглашаются с этим, подняв карточки зелёного или красного цвета; при этом аргументируя свой ответ.)
• Конкурс «Живой словарик» ( Дается установка: «В жизни встречается много непонятных слов и предложений. Объяснить их помогут специальные книги – словари. Сейчас я буду называть слова, а вы как «живые словарики» постарайтесь их объяснить)
• Игра «Вспомни имя» (Василиса …. Премудрая, Иван ….царевич и т. д.)
• Игра «Как в сказках говориться?» (предлагается набор картинок с изображением леса, травы, солнца и т. д. к каждой картинке ребёнок подбирает соответствующий эпитет. Побеждает тот, кто составлял самое красивое, необычное высказывание.)
• Ознакомление детей с пословицами и поговорками. Чтобы дети не понимали их буквально предлагались следующие задания :
- Закончи предложение: Ученье свет… а неученье – тьма. Человек без друзей …что дерево без корней, и т. д.
- Составь из слов пословицу или поговорку: Пруд, труд, вынимать, рыбка (ьез труда не вынешь рыбку из пруда) и т. д.
- Ответь на вопрос пословицей или поговоркой: В какие сани не следует садиться? (Не в свои сани не садись)
Итогом второго этапа стало задание на подбор к р. н. сказкам пословиц и поговорок. «Рукавичка» (В тесноте, да не в обиде, «Гуси – лебеди» (Трудно найти, легко потерять) и т. д.
Третий этап (репродуктивно – творческий)
Цель: Учить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в самостоятельных высказываниях
Приёмы :
• Драматизация
Задача: полноценно выразить индивидуальность героя, что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации.)
Построение высказывания по предложенному начальному предложению, т. е. ориентируясь на заданное начало, дети самостоятельно развивали сюжет. Загадка: «Красная девушка по небу ходит», составлялось начало сказки: в некотором царстве, в некотором государстве шла по небу красная девушка. И вдруг.» и т. д.
• Проблемная ситуация - затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. ( например: Если бы Алёнушка съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка)
• Трансформация текста или составление одного вида текста на основе другого. ( задания: вспомните сказку «Лиса и журавль» и придумайте похожую сказку о том, как заяц пошёл в гости к волку. Или: придумайте похожую на неё сказку или рассказ о себе. Или: сочините новые начало и конец сказки, а середину оставьте прежней и т. д.)
• Сочинение текстов писем или срочной телеграммы герою какой либо сказки: дети говорят, взрослый записывает, затем читали и обсуждали написанное, корректируя и совершенствуя текст.
• Сочинение собственных сказок.
Установка к сочинению:
- Представь, о чем говорится в твоей сказке.
- Выбери настроение, вспомни как оно менялось на протяжении сказки.
- Вспомни красивые слова и выражения, используй их правильно, точно.
- Обдумай начало, середину и конец сказки.