Лидия Приезжева
Конспект ООД по реализации регионального компонента «Мой край родной — Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой край родной – Мордовия».
(конспект ООД по реализации регионального компонента)
Задачи:
-формировать у детей представление о республике Мордовия как о малой Родине, закрепить понятие «мордовский край»; -формировать представление о государственных символах РМ: флаг, герб, гимн;-познакомить детей с мордовским национальным костюмом;-воспитывать чувство патриотизма;-развивать интерес к мордовскому фольклору, познавательную активность детей, связную речь.
Публикация «Конспект ООД по реализации регионального компонента „Мой край родной — Мордовия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Итоги освоения темы:
-интегративное качество «любознательный, активный» : имеют запас представлений об окружающем; -проявляют активность и любознательность: владеют основными способами познания (рассматривание картин);-интегративное качество «эмоционально отзывчивый» : привлекают и сохраняют внимание сверстников, используя средства интонационной речевой выразительности; - эмоционально реагируют на мир природы;-интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» : с помощью взрослого могут пометить действия, направленные на достижение конкретной цели;-интегративное качество «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту: могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач поставленных взрослым (отвечать на вопросы взрослого);-интегративное качество «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» : умеют слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы;-интегративное качество «овладевший необходимыми специальными умениями и навыками» : сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
Интегрируемые образовательные области:
- «коммуникация» (в зависимости от характера поставленного вопроса при ответе пользуются разными типами предложений (при педагогической поддержке воспитателя);- «познание» (воспроизводят в устной речи название столицы РМ, цвета флага и т. д.);- «социализация (принимают поставленную воспитателем игровую задачу; действуют по правилам,стремятся к результату,контролируют его в соответствии с игровой задачей, действуют по очереди по простой схеме;- «чтение художественной литературы» (выразительно читают стихотворение);- «музыка» (исполняют пляску, песни).
Виды детской деятельности:
- игровая (исполнение пляски в игровой форме; исполнение песен);- познавательная (отвечают на вопросы).
Подготовительная работа:
- рассматривание альбомов о Мордовии;
- рассматривание картинок с изображением символов республики Мордовия, символов России;
- знакомство с устным народным творчеством мордовского народа;
- знакомство с природой и животным миром Мордовии.
Материал:
Иллюстрации с изображением пейзажей Мордовии, пейзажи России, земледелие Мордовии, животные Мордовии, фабрики и заводы Мордовии,изображения г. Саранска, изображение герба и флага РМ, изображение герба и флага России, куклы в национальных костюмах, изображения людей в национальных костюмах, живущих на территории России, отрывок из гимна РМ.
Ход занятия:
(На экране картинки (№2 в папке)
Дети входят в зал под музыку «С чего начинается Родина?»(№1 в папке)
Ведущий: Здравствуйте, ребята,и уважаемые гости…сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в путешествие по нашему краю, по нашей Родине. Скажите, как называется наша страна? (Россия) Да, дети, наша страна – Россия. Кто из вас знает, какой город является столицей России? (Москва) Россия – это огромная страна, где живут и трудятся люди разных национальностей: татары, мордва, чуваши, башкиры, армяне, русские и люди многих других национальностей.
(показать картинки на компьютере людей (кукол) в национальных одеждах(№3 в папке)
Ведущий: Россия - наша Родина. Наша большая Родина. Ребята, давайте вспомним стихи о Родине, которые мы учили на предыдущих занятиях.
1-й ребенок:Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
2-й ребенок:Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
3-й ребенок:Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Ведущий:Мы с вами сказали, что мы живем в большой стране, которая называется Россия. Но у каждого человека есть своя малая Родина. Малая Родина – это, то место, где человек родился, где его отчий дом, где живут его родители, родственники. В какой республике мы живем? (Мордовия). Правильно, дети, мы с вами живем в республике Мордовия – это наша малая Родина. Послушайте, как сказал о Мордовии мордовский поэт Максим Бебан :
Земли есть и красивей – Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной.
(На экране картинка№4 из папки)
Посмотрите на карту России. Наша республика находится в центре нашей страны. Посмотрите, как прекрасна мордовская земля!
Как вы думаете, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей).Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке. На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей : русские, мордва : мокша и эрзя, татары и другие народы.
Послушайте, как они говорят о родной земле
- Шачема крайнязе!- признаются в любви к нему мокшане.
- Тиринь енксонок! – ласково и нежно называют эрзяне.
- Родная, родная, родная земля! - как клятву верности произносят русские.
- Туганплемнеойрэну! – с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.
Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.
- Пяк пара кяленьке роднойсь,
Сон ялганконьди седихть панжи,
Сон шуди, кода мазы жойфсь,
Сон оцю садса марлюкс панжи.
- С чем сравню тебя мордовский,
Мой родной язык певучий!
Может, с юною березкой,
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землей апреля,
Льешься речкой в водополье.
И если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по-мордовски :
-Шумбратада, шабат! (дети повторяют)
Ведущий:Сейчас дети споют песню на мордовском языке, которая называется «Сязьгата».
Ведущий:А теперь послушаем стихи о малой Родине.
4-й ребенок: Есть уголок в России нашей
Среди берез и тополей,
Он для меня милей и краше
Заморских сказочных земель!
5-й ребенок:Здесь пшеница и рожь колосится,
И трава луговая растет!
Здесь река голубая струится
И ромашками поле цветет!
6-й ребенок:Мирный ветер летит над простором,
Над бескрайней Россией моей,
Колокольным серебряным звоном
Белокаменных монастырей!
7-й ребенок: Пусть со всею Россиею нашей,
Расцветает Мордовский мой край.
Пусть над Родиной солнышко краше
Проплывает в невидимый край!
Ведущий:Ребята, давайте вспомним, что такое Родина? (Ответы детей).Родина – это место, где ты родился, где сделал первые шаги, где живешь ты, твои родные и близкие, друзья. Это твой дом, твоя улица, твое село, город, твоя республика, твоя страна.
8-й ребенок:Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края,
Он мне всех дороже и милей.
9-й ребенок: Здравствуй, утренняя зорька!
Здравствуй мой, мордовский край.
Ах, клубничная сторонка,
Я люблю тебя, ты знай!
Побегу босая утром,
В Мокше – речке окунусь,
Обниму глазами небо,
На храм божий помолюсь.
Озаряя звонким смехом,
На траву прилягу я,
Чтобы слышать птичьи песни,
Чтоб послушать соловья.
Ведущий: Ребята, скажите, как называется наша республика? (РМ).
Какой город является столицей Мордовии? (город Саранск) (№5)
Мордовия находится в центре России (показ карты). (№6)
Как называют народ, живущий в Мордовии? (мордва)
На каком языкеразговаривает мордовский народ? (на мордовском)
Мордва дружный и добрый народ. Они умеют хорошо трудиться и весело отдыхать. Благодаря трудолюбию мордовского народа у нас в Мордовии много крупных заводов и фабрик: (№7)
1. Кондитерская фабрика «Ламзурь». (картинка) (№7)
2. Завод «Лисма».(картинка) (№7)
3. Приборный завод «Электровыпрямитель».(картинка(№7)
4. Завод «Биотехник».(картинка) (№7)
5. Фабрика «Мордовские узоры».(картинка(№7)
6. Завод «Резинотехника».(картинка(№7)
7. Завод «Сарансккабель».(картинка(№7)
8. Завод «Мордовцемент».(картинка(№7)
- Вы можете гордиться тем, как много хорошего и полезного делается в нашей Республике.
- Вы, дети, еще малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала еще краше. Подумайте, что вы можете сделать для своей Родины? (не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья. А самоеглавное — любить своих родных, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учится в школе). Мы с вами постараемся сделать нашу Родину краше и счастливее. Ведущий: Сейчас дети прочитают стихи о Родине.
10-й ребенок:Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Садик, где твои друзья,Это – Родина твоя.
11-й ребенок:Руки мамочки твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина
Это тоже Родина!
12-й ребенок:Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
Ведущий:В нашей республике много сел, деревень и поселков. Там у людей свои дела, свои заботы. Какое основное занятие людей в селе?
- Земледелие ( люди работают на полях: пашут, сеют, обрабатывают, собирают урожай (картинка №8)
- Ребята, что помогает людям в поле обработать землю, собрать урожай (техника (картинка №9)
- Животноводство (разводят и ухаживаю за животными).(картинка №9)
-Каких домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят людям? (Ответы детей)
-Природа Мордовии очень богата и разнообразна. Посмотрите, как красивы и лес, и луга, и реки. Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокша и Сура и в других малых и больших реках.
(картинки №10)
- Ребята, посмотрите какие большие леса в наших краях. И, там, конечно же, живут разные звери. Каких лесных жителей вы знаете? (волк, лиса, белка, медведь) (картинки №11)
Вот в какой красивой республике мы с вами живем!
Ведущий: В старину, если весной или летом долго не было дождя, люди собирались в хоровод и пели песни – заклички. Они, таким образом, призывали дождь. Сейчас дети споют такую песню – закличку, которая называется «Киза».
Ведущий:Ребята, сегодня к нам пришли в гости девочки – мордовочки : Марья и Дарья. Они давно слушают вас и очень рады, что вы многое знаете про свой Мордовский край. И решили они сделать, для вас небольшой подарок, и показать вам свои мордовские национальные костюмы.
(картинки с изображением мордовской одежды)
Ведущий:Давным-давно, мордовские девушки и женщины носили такую одежду. Теперь наша одежда очень изменилась.
- В благодарность за подарок, давайте, покажем Марье и Дарье как мы умеем весело отдыхать, хороводы водить. (исполняется мордовский танец).
Ведущий: - У каждой страны есть свои символы. Давайте вспомним и назовем, какие символы вы знаете? (флаг, герб, гимн).
- У Республики Мордовия тоже есть свои символы.
(Флаг РМ на экране) (№12)
Посмотрите внимательно на флаг: он состоит из трех полосок: белый,темно-красный, темно-синий цвета.
Белый цвет означает мудрость, невинность и мир;
Темно-красный цвет отражает давние традиции мордвы;
Темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.
А теперь посмотрим на герб. (герб РМ на экране №13)Основу герба составляет золотой цвет. Он означает величие, уважение, богатство. Есть еще один символ республики – ее гимн, это величальная песнь. Когда играет гимн республики, товсе встают и слушают, а те, кто знает слова гимна, подпевают, стоя. Во время прослушивания гимна нельзя разговаривать,вертеться, улыбаться и смеяться. А нужно быть очень серьезными. Давайте мы с вами сейчас послушаем Гимн нашей республики. (прослушивание отрывка из гимна №14)
Ведущий: А, сейчас дети расскажут нам стихотворения о мордовском крае.
13-й ребенок:Мордовия моя!
Республика родная.
Горжусь тобою я,
Красоты восхваляя.
14-й ребенок:Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее
И нет на всей планете
Земли моей роднее.
15-й ребенок:Леса твои бескрайние,
Озёра светло-синие,
Люблю тебя, Мордовия,
Моя непобедимая.
16-й ребенок:Ты с Русью благородной
Идёшь одной дорогой
Уж тысячу годов.
17-й ребенок:В войне и в мире верная,
Земля моя любимая!
Живи, цвети, Мордовия,
В святой Руси ценимая.
Ведущий:Давайте, еще раз повторим, как называется наша страна (Россия). Какой город является столицей России? (Москва)Как называется наша республика? (Мордовия) Какой город является столицей Мордовии? (Саранск) Какая национальность у людей, живущих в Мордовии? (мордва) Из каких цветов состоит наш флаг? (белый, темно-красный, темно-синий цвета).
18-й ребенок: Ты моя Родина, край наш, Мордовия! В жизни опора, любовь и судьба. Мокша, эрзя, русские - братья. Мы, твои дети, славим тебя!
Ведущий: Сейчас дети споют песню о нашей стране, о нашей большой Родине, о России. (Песня о России)
Ведущий: Заканчивая путешествие, люди говорят друг другу: «до свидания», «до встречи». А я хочу попрощаться с вами на мордовском языке : «Няямазонок шабат». (Дети повторяют).
Литература.
1. Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г.
2. Здравствуй, Мордовия! Рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г.
3. Мы в Мордовии живем - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
4. Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. https://www.google.ru/.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Г. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М. : Просвещение, 1993г
6. Жуковская Р. И. и др. Родной край/Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1990г