светлана кузьмина
Опыт работы «Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми я особое внимание уделяю теме нравственного воспитания. Активно работаю над темой "Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости"."У детей свои масштабы измерения радостей и горестей,добра и зла. Самая желанная и дорогая для ребёнка помощь - это сочувствие,сострадание,сердечное участие. Равнодушие же,безразличие потрясает его".В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям,ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх,труде,занятиях и др. ,имеющей моральную ценную значимость. Воспитанность человека заключается в его духовности,в гармонии нравственных качеств,в душевной тонкости,в способности к самоконтролю,в ответственности за свои поступки. Понятие "Кутьтура поведения дошкольника" можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту,в обществе,в различных видах деятельности. В период старшего дошкольного возраста у детей формируется ответственность за собственное поведение,организованность,чувство товарищества,взаимопомощь,дображелательность,т. е. те качества,которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия,аккуратности,умение замечать непорядок и устронять его по собственнои инициативе. Настоящее время сопряжено не только с трудностями политической и экономической жизни,но и с трудностями в воспитании наших детей. Часто,если не в большенстве случаев,родители,по причине своей занятости,перекладывают непосредственную заботу о своём ребёнке на учителей и воспитателей,общаясь со своим ребёнком только вечером и в выходные дни. Поскольку ребёнок проводит большую часть времени в детском саду - мы воспитатели,должны сохранить то,что заложено природой в каждом ребёнке - доброту. На основании этого мы стораемся привить детям положительные качества,формировать чувство ответственности за своё поведение,доброжелательность,общительность,чуткость и вежливость. Вежливость - она украшает человека и должна основываться на искренности,уважении у окружающим. Нельзя считать ребёнка вежливым только потому,что он знает "красивые" слова, важно,чтобы при этом и чувства ребёнка были так же "красивыми".Чувство - особенная форма отношения человека к явлениям действительности. Воспитание чувств связано с развитием у детей положительного (эмоционального) отношения к окружающему - это основа доброжелательности,чуткости. Сочувствовать - значит понимать чувства другого человека,переживать то,что переживает он. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее,более активно проявляет свои интересы,у него появляется желание заботиться о других,бережно относиться к природе,не оставаться равнодушным к чему - либо. Рождение сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов:"Тебе больно?","Почему ты такой грустный?".Благородные,хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать,и только положительно. Одобрение взрослого помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков,вызывает желание повторить их. У ребёнка появляется стремление быть добрым,внимательным,заботливым,м стать ещё лучше,и поэтому,добрые,ласковые интонации в речи взрослого вызывают у него спокойное,уровновешанное настроение. Сердитый голос,сердитое лицо настораживают,вызывают беспокоуство. Поэтому и нам,взрослым,необходимо работать над собой. Учить детей сочувствовать следует как на положительных,так и на отрицательных примерах. Только сравнение хорошего,доброго с плохим,злым у ребёнка формируются нравственные чувства. Чтобы воспитать у детей доброту,зоботливость,желание совершить положительный поступок,вызвать стыд,раскаяние,когда он поступил плохо,важно найти такие формы и приемы,которые как бы ставили ребёнка на место другого (пострадавшего,заставили бы его переживать то,что переживает другой.