Пухова Светлана Николаевна
Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 3» ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
составлен
воспитателем
Пуховой С. Н.
с. Левокумское
Публикация «Опыт работы по теме „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2018г.
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Мой опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что работу по сенсорному развитию необходимо вести планово и систематически, с постепенным нарастанием сложности, переходя от конкретного показа к словесным инструкциям и указаниям. С учётом этих условий я разработала перспективно – тематический план игр для развития сенсорных навыков, конспекты игр и занятий по сенсорному развитию, карты наблюдений за уровнем сенсорного развития детей, план индивидуального развития детей по сенсорному воспитанию.
Считаю, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми, должны быть соблюдены необходимые условия:
• Последовательное и планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой;
• Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры;
• Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;
• Привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, т. к. не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Дети многое узнают о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах (форма, цвет, величина, вес, качество материала, запах и др.). У детей при этом развивается и совершенствуется восприятие. Я учу детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.
Большое внимание я уделяю играм с предметами, которые ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение. В ходе НОД с дидактическими игрушками решается широкий круг воспитательно-образовательных задач : развитие восприятия, мышления, памяти, воображения и др. психических функций. Формирую умение детей ориентироваться в различных свойствах предметов, не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. Совершенствую моторику пальцев детей, координацию движений левой и правой руки, пробуждаю познавательную активность. Особенно хочется отметить мой опыт работы с пирамидкой, действия с которой не только обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как нанизывание, разъединение, составление по убыванию и возрастанию колец у детей развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Эффективны приё мы по обучению малышей действиям с геометрическими телами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами. Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание я уделяю такому действию, как выкладывание предметов в коробки разной формы. Очень интересно и занимательно провожу НОД по художественному конструированию, когда дети выкладывают различные изображения из геометрических форм. Значительно расширяются умственные способности ребёнка при выполнении действий по картинке (соотношение реального предмета и его изображения).
Действуя с дидактическими игрушками, ребё нок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета одного цвета; сравнить, какой предмет больше, какой меньше; выделить предмет из общей массы и др.
Большое внимание я уделяю ознакомлению детей с цветом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый, зрительный образ цвета. Очень важно, чтобы различие цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому, знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. По моему мнению, чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
• Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызвать эстетическое отношение;
• Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.
Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шёлка, пластмассы, картона, дерева.
Работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста я начала с оформления групповой комнаты, используя чистые цветовые насыщенные тона. Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Уже в прихожей ребят встречает уютная обстановка, красочный родительский уголок. Дверцы гардеробных шкафов разного цвета. Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате: фотографии детей расположены на весёлом паровозике; в сенсорном уголке три грибочка разной величины; детям улыбается солнышко; на дереве сидят весёлые птички; в физкультурном уголке зайка и мишка играют в мяч. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.
В начале учебного года проводится диагностика, которая даёт полное представление, какие сенсорные свойства дети усвоили, а какие вызывают у них затруднения. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различают основные цвета.
Анализируя результаты диагностики, появилась необходимость составить карты наблюдений на каждого ребёнка, имеющего низкий уровень развития познавательной деятельности. В данных картах отражён план наблюдений, который поможет отследить динамику по ознакомлению детей с цветом, выделить последовательность действий воспитателя, определить продолжительность и периодичность наблюдений.
Каждое из наблюдений проводится в три замера при помощи таких игр как: «Весёлые предметы», «Подбери такой же», «Собери цветок», «Листопад», «Ёлочки и грибочки».
Работу по восприятию цвета провожу с учётом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю задания в облегчённом варианте.
В своей работе я использует игры-самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Рыбки и хвостики», «Бабочки и крылья», которые вызывают у ребят большой интерес.
В повседневной жизни дети постоянно совершенствуют свои сенсорные способности, складывая игрушки, размещая их на полках, учитывая при этом величину, форму, цвет. За обеденным столом, во время прогулки, при одевании мы с детьми постоянно обращаем внимание на различие и сходство предметов по их признакам.
Так же я работаю в тесном контакте с родителями. В работе с семьёй использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Провожу родительские собрания, клубы, игровые занятия «Воспитание чувств в системе Монтессори, сенсорные упражнения», практические консультации «Обогащение сенсорного опыта ребёнка 2-3 лет, посредством дидактических игр», «Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию», беседы, выставки. Подробно рассказываю родителям о содержании работы по знакомству малышей с цветом, о важности своевременного воспитания цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться с детьми в семье. Совместная работа с родителями оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
Существенным является и такой фактор, как закрепление знаний в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности, в игре и т. д. Вся работа с детьми организована таким образом, что создаёт хорошее настроение, доставляет им удовольствие. Ребёнок постоянно радуется своим достижениям, именно эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста и играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания.