Виктор Шушанов
Конспект беседы с воспитанниками СРЦН «Мое отношение к религиям» в рамках программы «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы воспитательной работы
«Я и мир вокруг меня»
Блок «Познай себя»
Мое отношение к различным носителям различных культурных, религиозных, этических традиций
Разработчик:
Публикация «Конспект беседы с воспитанниками СРЦН „Мое отношение к религиям“ в рамках программы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Шушанов В. М., воспитатель III группы отделения диагностики и социальной реабилитации
с. Великовечное
2017г.
Цель
Гармоничное духовное развитие личности несовершеннолетнего и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росси, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи
1. Формирование нравственного и духовного самосознания;
2. Воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;
3. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;
4. Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений.
Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Ход занятия:
Добрый вечер, для начала, давайте раскроем понятия культурные, религиозные, этические традиции. Кто может сказать, что означает слово «Культура» и что такое «традиции».
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить “некультурный” простой народ. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В самом широком смысле слова культура – это то, что создано и создается человеком (материального и духовного, в отличие от природных вещей и явлений. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Традиция (от лат. traditio - передача; предание, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.
Религиозные традиции :
Религия – неотъемлемая часть мировой культуры, без изучения которой невозможно обойтись в современном мире. Религиозная традиция – это особый код культуры, особый язык – живой, развивающийся и изменяющийся. Поэтому не удивительно, что знакомство с религиями столь часто уподобляют изучению других языков. Узнавание иных языков, в том числе «языков культуры», вовсе не предполагает утраты или отказа от своего собственного. Напротив, оно приводит к более глубокому пониманию себя и стремлению понимать других. Давно ставшее банальным философское суждение о том, что именно присутствие «другого», взгляд «другого» делает возможным осознание и восприятие себя – краеугольный камень современного религиоведческого дискурса. Методы сравнительного анализа, применяемые религиоведением к исследованию религиозных традиций, – это не просто способ лучшего усвоения матричных особенностей различных религий, это еще и попытка встать на позиции «другого», увидеть мир в рамках «иного зрения». Поэтому язык религиоведения – это язык непрерывного диалога, главные черты которого – корректность и толерантность – уместные в любом общении, особенно значимы там, где затрагиваются сокровенные пласты человеческой культуры.
Только диалог готовых слушать и слышать друг друга собеседников, позволяет понять, что за непохожими и многообразными формами существования мировых религиозных традиций скрывается единый и единственный мир человеческого бытия. Любая претензия на эксклюзивизм, неразрывно связывающая уверенность в собственной правоте с убеждением в ошибочности всех остальных взглядов, неизбежно ведет по опасному и разрушительному пути. Непредвзятый подход к изучению разных религий, напротив, позволяет «увидеть» и «услышать» тот многоликий и многоголосый океан религиозных традиций, в далеких глубинах которого гармонии, согласия и преемственности гораздо больше, чем столь заметных на поверхности вражды и противостояния.
Исторически религия берет свое начало в неразделимой целостности первобытной культуры. Основа этого типа культуры – мифологическое мышление. Первобытный человек еще не выделял себя из окружающего мира (как природного, так и социального) и вследствие этого уподоблял себя миру, а мир – самому себе.
Со временем ранние формы религиозных верований не только были усвоены сменившими их более поздними религиями, но и сохранились в околорелигиозном культурном пространстве в виде предрассудков и суеверий.
Этические традиции:
Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Напри–мер, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кругом общения человека и его характером. Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами. Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффектом, а память - свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».
В конце мероприятия, хотелось бы узнать Ваше отношение к носителям вышеуказанных традиций. Спасибо.