зоя кабишева
Конспект беседы с воспитанниками детского дома «Семья — величайшая ценность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации;
учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.
Оборудование:
листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики».
Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
Ход занятия
Публикация «Конспект беседы с воспитанниками детского дома „Семья — величайшая ценность“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Воспитатель: Дорогие ребята, послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Воспитатель:
О каком же тепле идет речь?
Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Воспитатель: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
Воспитатель:
А как создать Тепло нашего Дома?
Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
В современной песне поется:
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат!
Как же построить такой Дом?
С чего начать?
Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг)
Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»). Взаимопонимание (Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений)
Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно…., что нельзя….
Воспитатель: А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.
Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
«Строительные бригады» назначаются хозяевами. Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.
Воспитатель: К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Я распределяю роли отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери. Раздаю необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная ситуация.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.
Воспитатель: Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
• агрессивном,
• неуверенном,
• уверенно-достойном.
Воспитатель: Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру.
• Кто пойдет завтра в сберкассу?
• Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте?
Воспитатель: И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Рефлексия.
Воспитатель: Предлагаю вам несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.
Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
«Что я сейчас чувствую?»
«Чего мне хочется?»
Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?
У тебя есть человек, который тебе не нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
Воспитатель: Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.