Михайлова Евгения
Модифицированная программа кружка по акробатике с элементами художественной гимнастики «Грация» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа
Дополнительного образования
Кружок по акробатике с элементами художественной гимнастики "Грация" для детей 5-7 лет
Пояснительная записка.
Целью современного образования является всестороннее развитие ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств является основными задачами дошкольного образования.
Публикация «Модифицированная программа кружка по акробатике с элементами художественной гимнастики „Грация“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Виды спорта
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Художественная, спортивная гимнастика и акробатика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Для реализации данных задач необходимо своевременное и правильное организованное физическое воспитание в дошкольном учреждений, так как в этом возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.
Одним из оптимальных средств физического развития является акробатика
Акробатика – это универсальная форма физической активности, система специальных физических упражнений, методических приемов используемых для укрепления здоровья и гармоничного развития.
Акробатические упражнения развивают физические качества, учат детей владеть своим телом, что способствует предупреждению травматизма в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях, так же воспитывают морально - волевые качества. У детей данные упражнения вызывают большой интерес своей красотой и зрелищностью. Показ на публике или просто перед своим друзьям вызывают восторг, повышают самооценку выступающего и формируют дальнейшую потребность к занятиям спорта.
Именно в дошкольный период необходимо начинать занятиям акробатикой и гимнастикой. Ведь возраст 5-7 лет является сенситивным для развития гибкости. Систематические занятия сохраняют и развивают природную гибкость позвоночника, подвижность суставов, растяжку мышц и связок. В этом возрасте дети легче осваивают акробатические упражнения, так как в этот период притуплено чувство страха перед выполнением сложного упражнения.
В программу по физическому развитию дошкольников включены акробатические упражнения, но количество занятий отведенных на этот раздел минимально.
Актуальность. В системе дополнительного образования существенное место занимает кружковая работа. Данная форма работы позволяет углубленно заниматься с детьми.
Изучив и обобщив опыт работы Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиновой по программе «Старт», я организовала кружок по акробатике для детей 5-7 лет.
Цель: Углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме и овладение элементами художественной гимнастики.
Задачи:
Образовательные:
• развитие физических качеств: быстроты реакции, ловкости, координации, силы, ориентировки в пространстве;
• сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов;
• формировать оптимальный двигательный стереотип;
• обучение акробатическим упражнениям;
• приобретение практических навыков и теоретических знаний по акробатике и гимнастике.
Воспитательные:
• формирование потребности к занятиям физической культуре и спорту;
• способствовать проявление морально-волевых качеств;
Оздоровительные
• укрепление мышечного корсета;
• укрепление мышц голеностопного сустава;
• развитие дыхательной системы.
Тип программы. Модифицированная.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
В первый год сформирована одна группа детей 5-7лет. в количестве 10-12 человек. Занятия проходят два раза в неделю по 25-30 минут.
Во второй год работы кружка была создана еще одна группа из детей вновь пришедших на занятия. Те же дети, которые уже ходили, переходят в группу второго года обучения, продолжительность занятия составляют 30-35 минут.
Диагностика: В начале и в конце года проводится диагностика по следующим показателям:
• Динамометрия правой и левой кист (кг);
• Наклон вперед из И. П. стоя (см);
• Статическое равновесие «Цапля» (сек);
• Удержание рук и ног лежа на животе «Лодочка» (сек);
• «Мост» (см);
• «Уголок» (сек).
Перспективный и календарный план разрабатываю ежегодно, в начале учебного года.
Форма проведения: занятие, выступление детей на развлечениях, праздниках (акробатические композиции, спортивные танцы, экскурсии и встречи со спортсменами, открытые занятия, отчетные концерты, представление и обобщение опыта на городском методическом объединении, педсоветах, семинарах-практикумах.
Принципы: Занятия построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, используется принцип систематичности и постепенности (от простого к сложному). Обучение начинается с наиболее простых элементов «кольцо», «коробочка» и т. д., учитывая физиологические способности детей, состояние опорно-двигательного аппарат и уровень подготовленности детей. Простые упражнения составляют базу для белее сложных упражнений. Выполнение сложных акробатических упражнений «колесо», стойка на голове, требующие специальной подготовки, выполняются на втором году обучения, только индивидуально и со страховкой инструктора.
Структура и методические особенности занятий: Занятие состоит из трех частей.
Подготовительная часть. Задачи: организация группы, повышения внимания и эмоционального состояния; подготовит организма к предстоящей нагрузке.
Средства: строевые упражнения; разновидности ходьбы и бега; несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, танцевальные комбинации (из раннее изученных элементов). Общеразвивающие упражнения с элементами акробатики.
Методические особенности: поточный метод, он предлагает выполнение упражнений без остановки. Показ и рассказ осуществляют по ходу выполнения упражнений.
Основная часть. Задачи: развитие и совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, воспитание волевых и моральных качеств, творческой активности, обучения основным прикладным навыкам, изучение и совершенствование специальных упражнений акробатики.
Средства: акробатические упражнения, группировки, перекаты, кувырки и растягивания и расслабления. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, ритмические упражнения, равновесия, прикладные упражнения.
Методические особенности: Методам показа и рассказ техники выполнения упражнений. Посредством этого у детей создаются двигательные представления о движениях. Обычно на занятиях разучиваемое упражнение показывает инструктор. В отдельных случаях его могут выполнять специально подготовленные дети.
Заключительная часть. Задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов занятия.
Средства: упражнения на расслабления, несложные, спокойные упражнения на связь движений с музыкой, малоподвижные игры, короткие беседы, аутотренинг, релаксация.
Методические особенности: постепенное снижение нагрузки и подведение итогов проделанной работы. Задание на дом.
Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям.
На первом этапе обучения создают предварительное представление об изучаемых упражнениях. Так же дошкольники должны познакомиться с гимнастической терминологией: (упор присев, вис, упор лежа, упор сидя сзади и т. д.) На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа.
На второго этапа обучения, углубленное выполнение техники упражнения. Осмысленное овладение движением, исправление ошибок. Используется метод целостного выполнения. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. Так же используется метод, подводящих упражнений. Он заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев, перекат вперед, группировка, упор присев, основная стойка. Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.
На третьем этапе закрепление и совершенствование двигательного действия.
Формирование автоматизированных двигательных навыков, обеспечивающих выполнение акробатических упражнений в различных условиях, возможность его выполнения в сочетании с другими элементами.
Содержание работы: В содержание кружковой работы входят: теоритические знания, общая физическая подготовка, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, групповые и индивидуальные упражнения, танцевальные движения, ритмические упражнения, игры.
Первый год обучения разучивание упражнения «мостик» из и. п. лежа; перекаты в группировке, кувырок вперед; стойка на лопатках «березка»; стока на руках у стены со страховкой, «Коробочка», «полу шпагат». На втором году обучения переворот вперед; переворот назад; стойка на голове; мостик из положения стоя, шпагат поперечный и продольный, стойка на голове.
Есть дети, которые идут с опережением программного материала, их умение выполнять акробатические или гимнастическое упражнения намного раньше, чем у других переходят в стойкий навык. Таких детей можно переводить в группу второго года обучения.
Содержание работы:
Этапы Акробатические упражнения Элементы гимнастики Ритмические упражнения Подвижные игры
I год 1. Упоры (лежа, присев, согнувшись, сед на пятках углом;
2. Группировки, перекаты в группировке, кувырок вперед;
3. Стойка на лопатках «березка»; стока на руках у стены со страховкой.
4.«Полумостик», «мостик» из и. п. лежа;
5.«Кольцо», «Стрела», «Коробочка»
1. Наклоны вперед, назад, вправо, влево;
2. Упражнения «стрейчинг»;
3. Выпады, «полушпагат»;
4. Складки вперед, назад.
1. Без предметов;
2. С предметами (флажки, малые мячи, ленточки) «Паучки»;
«Ловля обезьян»
«Чей мостик выше»;
«Ловишки»
«Чье звено быстрее»;
«Березовая роща»;
«Фигура замри»;
II год 1. Шпагат поперечный, продольный;
2. Упражнения «стрейчинг»;
3.«Коробочка» с вытянутой рукой вверх;
4. Стойка на одной ноге «затяжка»;
1. Без предметов;
2. С предметами (помпонами, фитболами, обручи, малые мячи, ленточки)
Все те же игра, но с усложнением. «Ловишки» вместо бега выполняют «Колесо»; «Чье звено быстрее» выполняют кувырки.
Ожидаемый результат.
1. Повышение уровня физической подготовленности: гибкости, ловкости, ориентировки в пространстве, координации.
2. Овладение детьми основными акробатическими упражнениями и элементами художественной гимнастики.
3. Повышение теоретических знаний.
4. Сформирована потребность к занятиям физической культурой и спортом.
5. Укрепление мышц спины и голеностопного сустава.
Список литературы
Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е. Г. Соколова. – М. : ФиС, 1973.
Кравчук И. А. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ 1998. Ч. 2.238 с.
Кудрявцева В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2000.
Пензулаева Л. И. Физические занятия в детском саду.
Хухлаева Д. В. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976.
Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие детей 3-7 лет. Программа «Старт»: Методические рекомендации. М: Владос, 2004.