Анастасия Сергеевна Фокина
Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических качеств, составляющих готовность личности к саморазвитию. Потребность в самоизменении, саморазвитии возникает у человека в ситуациях затруднений, которые дают возможность выйти на новую ступеньку развития. Метод рефлексивной самоорганизации (метод рефлексии)известен как наиболее короткий и эффективный путь достижения результата в ситуации саморазвития. Сущностью этого метода является последовательное выполнение действий:
Публикация «Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
1)возникшее затруднение необходимо зафиксировать (понять, что именно не получается) и назвать конкретное действие, которое не получилось;
2)осмыслить не получившееся действие, а не продолжать что-то делать наобум;
3)проанализировать выполненное действие и определить место затруднения;
4)понять причину затруднения;
5)спроектировать преодоление затруднения: поставить цель, найти способ и средства ее достижения;
6)реализовать построенный проект.
Основная идея технологии деятельностного метода (метод рефлексивной самоорганизации,разработанного Л. Г. Петерсон для использования в школьном обучении, заключается в управлении самостоятельной познавательной деятельностью детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Адаптированный для дошкольников вариант технологии деятельностного метода назван учеными (Л. Г. Петерсон, А. И. Буренина, Е. Ю. Протасова) технологией «Ситуация».
Целостная структура технологии «Ситуация» представлена шестью этапами: 1) введение в ситуацию; 2) актуализация; 3) затруднение в ситуации; 4) открытие детьми нового знания (способа действия); 5) включение нового знания; 6) осмысление (итог).
Задачей педагога, работающего в технологии «Ситуация», является не объяснение новых знаний, а создание такой ситуации, в которой дети сами «откроют» их для себя, а также приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. У педагога дошкольной образовательной организации изменяются функции: он перестает быть информатором, транслятором знания, он становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» дает педагогу алгоритм управления процессом самостоятельной познавательной деятельности детей.
1 этап. Введение в ситуацию. Целью этого этапа является создание условий для возникновения у дошкольников потребности включения в деятельность (мотивация). Установка на достижение результата требует от детей разработки «детской цели» (что я хочу сделать).
Важным условием реализации технологии «Ситуация» является учет личного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Беседы на темы, вызывающие у детей интерес, позволяют педагогу организовать эмоциональное включение детей в исследование проблемы. Грамотно подобранные для беседы темы позволяют интегрировать различные образовательные области.
На первом этапе осуществляется постановка детьми цели. «Детская» цель не имеет ничего общего с целью образовательной, но она свидетельствует о принятии ребенком ситуации, его желании работать над решением проблемы.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»
Первым вопросом («Хотите?») педагог обеспечивает свободу выбора деятельности. Благодаря мастерству педагога, у каждого ребенка возникает уверенность в том, что он сам принял решение об участии в деятельности. Эта уверенность оказывает влияние на активность ребенка.
На вопрос «Сможете?» дети, как правило, уверенно отвечают: «Да! Сможем!». Вопросы в указанной последовательности оказывают влияние на уверенность ребенка в собственных силах, он получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!»
Таким образом, на первом этапе (введения в ситуацию) включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу», осуществляется содержательная интеграция образовательных областей, формируются важнейших качества личности.
2. Актуализация
На втором этапе педагог организует предметную деятельность детей средствами дидактической игры, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр., знания и опыт детей, обеспечивающие самостоятельность построения нового способа действия. При косвенном участии педагога дети движутся к своей «детской» цели.
На этом этапе педагог много внимания уделяет тренировке мыслительных операций и актуализации опыта детей; формированию умения слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки; а также развитию коммуникативных навыков: дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата, выполняя задания в парах или в команде.
3. Затруднение в ситуации
Этот этап - ключевой, он представлен основными компонентами структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющими определить верный путь преодоления затруднений.
Педагогом моделируется ситуация столкновения детей с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») помогает детям зафиксировать затруднения и выявить их причины.
На этом этапе у детей формируется умение видеть свои ошибки и стремление «добыть» новые знания, чтобы преодолеть затруднения здесь и сейчас, и избежать ошибок в будущем. У детей изживается страх неудачи, так как они осваивают алгоритм, правильное поведение в случае затруднения, необходимым для них становится поиск причины затруднения и ее устранение.
4. Открытие детьми нового знания (способа действия)
Вовлечение педагогом детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний с помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» способствует формированию у них навыков выбора способа преодоления затруднения. Для младших дошкольников основными способами решения проблемы являются: «придумаю сам» и «спрошу того, кто знает». Малышам предпочтительнее догадаться, выдвинуть свои версии.
Педагогу необходимо поддерживать стремление ребенка узнавать новое с помощью вопросов, помогать формулировать их грамотно. Круг людей, которым можно задать вопрос должен постоянно расширяться (родители, педагоги, другие сотрудники детского сада, доктора и др.).
Приобретенный детьми опыт преодоления затруднений позволяет в старшем дошкольном возрасте добавить еще один способ добывания знания: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) позволяют педагогу организовать самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия, его фиксирование в речи и знаках. Дети начинают действовать осмысленно, оценивать результаты своих действий, осознавать путь приобретения новых знаний.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
На этапе «Включение нового знания» педагог создает ситуации, демонстрирующие недостаточность ранее освоенных способов и необходимость использования нового знания (построенного способа) для решения проблемы. Особое внимание педагог уделяет умению детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.
Эффективность технологии на данном этапе оценивается по уровню развития:
1)умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы их решения;
2)умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников;
3)коммуникативных умений при работе в парах или малых группах на общий результат.
6. Осмысление (итог)
Итоговый этап «Осмысление» - необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, он позволяет зафиксировать достижение цели и определить условия, которые позволили этой цели добиться.
Система вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» помогает детям осмыслить собственную деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
Осмысление качества собственной деятельности достигается с помощью вопроса «Почему вам это удалось?». Здесь важно дать понять детям, что они достигли «детскую» цель благодаря новому знанию или умению. Педагог объединяет «детскую» и учебную цели и акцентирует внимание на ситуации успеха: «Вам удалось. потому что вы узнали (научились).»
Целостную структуру технологии «Ситуация» нецелесообразно осуществлять во всех образовательных областях. Оптимально целостная структура технологии («проживание» детьми всего пути преодоления затруднения через выявление и устранение его причины, т. е. всех шести этапов)вписывается в образовательную область «Познавательное развитие».
В образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», предполагается использование отдельных компонентов технологии (создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т. д.)В каждой образовательной области выделяется тот культурный опыт, который должен быть сформирован у детей для обеспечения возможности полноценного освоения программного содержания на следующих образовательных ступенях.
Наиболее эффективны в образовательном процессе ситуации, возникающие спонтанно, по инициативе детей, в которых педагог подхватывает «детскую идею», наполняя ситуацию важным для развития детей содержанием. Планируемые педагогом ситуации должны отвечать детским интересам и потребностям, тогда идея педагога присваивается ребенком, и решение проблемы становится лично значимым для него достижением.