Барзагова Зарема
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что – либо. Опорные схемы - попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Публикация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во – первых, ребенок – дошкольник очень пластичен, и легко обучаем, но для них так же характерна. быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во – вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наглядное моделирование это : опорные картинки схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т. д.
Опорные картинки – это : Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа – описания.
Схемы и мнемотаблицы, в наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники. Мнемотехника – в переводе греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
Обучать правильному звукопроизношению.
Знакомить с буквами.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Чтобы овладеть моделированием, как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения – овладение системой умственных действий. В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают : обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей; использование и создание разных видов условно – схематического изображения реальных предметов и объектов, умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка, улицы и пр.). Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложение. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно предать условно – наглядную схему. Схема служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Пересказ – вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят, всех действующих лиц то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.