МААМ-картинки

Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ

Соломоненко Наталья Викторовна
Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день образовательная организация выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности. В качестве основного показателя обучения, стимулятора и двигателя обучающегося предлагает не только оценку, но и степень сформированности базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразовании.

Публикация «Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Федеральный закон об образовании п. 3 статья 79 одним из приоритетов в сфере общего образования определил обеспечение учебной успешности каждого обучающегося, независимо от состояния здоровья, социального положения. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки обучающихся, в системе образования и воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой, определяется как целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в школьной среде. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья включает в себя субъекты сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, воспитателей.

Цель сопровождения – комплексная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в преодолении трудностей усвоения программы, коррекция недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся.

Выделяют два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ :

1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;

2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Основными составляющими моделями психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются динамические модули: диагностический, коррекционноразвивающий, консультативный, оценочный, которые отражают направления сопровождения.

Диагностический модуль рассматривается как содержательная структура, в которую вовлечены все специалисты.

Структура диагностического комплекса педагога-психолога представляет набор тестовых методик: базовый набор, позволяющий сделать срез по минимально необходимым характеристикам и оптимальный набор, наиболее полно отражающий интеллектуальную, личностную и мотивационную характеристику обучающегося, для составления образовательного маршрута в условиях образовательного учреждения.

Системный подход к здоровью и физическому развитию на основе взаимодействия медицинского работника и педагогов позволяет добиться хороших результатов в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, посещающими занятия, где используются режимные моменты: утренняя зарядка, занятия (физкультурные, музыкальные, физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе.

Положительный результат дает арт-терапевтические технология : песочная арт-терапия, одна из технологий работы педагога-психолога, учителя-логопеда с обучающимися воспитанниками на развитие фонематического слуха и восприятия.

Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:

- развитие диафрагмального дыхания;

- регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие фонематического слуха;

- формирование слоговой структуры слова;

- расширение словарного запаса;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- обучение грамоте;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.

В своей работе мы применяем несложные в организации логопедические игры, которые можно использовать в песочнице:

-«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

-«Подарки Соне и Маше» - песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).

-«Мой город» - подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

-«Выложи бусы» - ребенок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (красные, синие, зеленые) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.

-«Клад» - логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).

-«Следы на песке» - сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

-«Гора» - ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.

-«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Подбери слово» - находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

-«Найди буквы и назови» - логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: - «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

-«Назови слово» - ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

-«Угадай-ка» - ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.

-«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Логопедические игры с использованием метода пескотерапии считаем очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т. к. на занятии нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации коррегирующих звуков. Так же отмечается умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены в общении.

Методы активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники развивают сенсорные навыки (звуковые, тактильные) обучающихся. Каждая из представленных технологий характеризуется конкретным содержанием, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается обучающийся.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающемуся, воспитаннику с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Список литературы

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. — 298 с. 2. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400с.

2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. – СПб., 2004. – 211с.

3. Карпунина А. С. Специальная педагогика в опорных схемах. -М., - 2005.-168с.

4. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.

5. Кобзарева Л. Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. – Воронеж, 2003. – 217с.

6. Малофеев Н. Н. Основы управления специальным образованием. -М., 2001. – 336с.

7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001.- 288с.

8. Новоторцева Н. В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. – Ярославль, 1999. – 144с.

9. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000. -512с.

10. Сиротюк А. А. Нейрофизиологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., - 1999. – 200с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного»Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Лаборатория педагогического поиска - мастер – класс «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Цель для педагогов: Познакомить.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 10:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Соломоненко Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД