Соломоненко Наталья Викторовна
Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день образовательная организация выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности. В качестве основного показателя обучения, стимулятора и двигателя обучающегося предлагает не только оценку, но и степень сформированности базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразовании.
Публикация «Модели и технологии психолого-педагогического воздействия обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
Федеральный закон об образовании п. 3 статья 79 одним из приоритетов в сфере общего образования определил обеспечение учебной успешности каждого обучающегося, независимо от состояния здоровья, социального положения. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки обучающихся, в системе образования и воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой, определяется как целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в школьной среде. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья включает в себя субъекты сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, воспитателей.
Цель сопровождения – комплексная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в преодолении трудностей усвоения программы, коррекция недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся.
Выделяют два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ :
1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;
2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Основными составляющими моделями психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются динамические модули: диагностический, коррекционноразвивающий, консультативный, оценочный, которые отражают направления сопровождения.
Диагностический модуль рассматривается как содержательная структура, в которую вовлечены все специалисты.
Структура диагностического комплекса педагога-психолога представляет набор тестовых методик: базовый набор, позволяющий сделать срез по минимально необходимым характеристикам и оптимальный набор, наиболее полно отражающий интеллектуальную, личностную и мотивационную характеристику обучающегося, для составления образовательного маршрута в условиях образовательного учреждения.
Системный подход к здоровью и физическому развитию на основе взаимодействия медицинского работника и педагогов позволяет добиться хороших результатов в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, посещающими занятия, где используются режимные моменты: утренняя зарядка, занятия (физкультурные, музыкальные, физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе.
Положительный результат дает арт-терапевтические технология : песочная арт-терапия, одна из технологий работы педагога-психолога, учителя-логопеда с обучающимися воспитанниками на развитие фонематического слуха и восприятия.
Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического слуха;
- формирование слоговой структуры слова;
- расширение словарного запаса;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- обучение грамоте;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.
В своей работе мы применяем несложные в организации логопедические игры, которые можно использовать в песочнице:
-«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
-«Подарки Соне и Маше» - песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).
-«Мой город» - подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.
-«Выложи бусы» - ребенок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (красные, синие, зеленые) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.
-«Клад» - логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
-«Следы на песке» - сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
-«Гора» - ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.
-«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
-«Подбери слово» - находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
-«Найди буквы и назови» - логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: - «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
-«Назови слово» - ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
-«Угадай-ка» - ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.
-«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Логопедические игры с использованием метода пескотерапии считаем очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т. к. на занятии нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации коррегирующих звуков. Так же отмечается умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены в общении.
Методы активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники развивают сенсорные навыки (звуковые, тактильные) обучающихся. Каждая из представленных технологий характеризуется конкретным содержанием, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается обучающийся.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающемуся, воспитаннику с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Список литературы
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. — 298 с. 2. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400с.
2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. – СПб., 2004. – 211с.
3. Карпунина А. С. Специальная педагогика в опорных схемах. -М., - 2005.-168с.
4. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.
5. Кобзарева Л. Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. – Воронеж, 2003. – 217с.
6. Малофеев Н. Н. Основы управления специальным образованием. -М., 2001. – 336с.
7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001.- 288с.
8. Новоторцева Н. В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. – Ярославль, 1999. – 144с.
9. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000. -512с.
10. Сиротюк А. А. Нейрофизиологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., - 1999. – 200с.