Александра Депутатова
Модель занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Дымковская птица»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)
Тема : «Дымковская птица»
Программное содержание: создать у детей интерес к народному творчеству, игрушке, желание самостоятельно слепить такую же игрушку, учить передавать характерные признаки птицы, соотношение ее с частей по величине.
Публикация «Модель занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: „Дымковская птица“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приемы: Художественное слово, беседа. Уточнить положение тела и головы птицы. Приемы лепки и ее последовательность. стеками обозначить перышки.
Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, дымковские игрушки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций дымковской росписи, беседа о старинном, народном промысле «дымковская роспись»
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку детям и просит ее отгадать.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – дымковские игрушки!
-Правильно дети это дымковские игрушки, давайте вспомним их происхождение и какой путь они походят от своего начала и до конца. Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов, а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
-Технология изготовления довольно проста ребята.
Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.
Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.
Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным. После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка. После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками.
- Посмотрите ребята какие замечательные образцы игрушек лежат на наших столах. Но мы сегодня будем учиться лепить дымковских птичек. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
-Давайте дети посмотрим и посчитаем из каких частей состоит наша птичка. (Правильно, голова, туловище и удобные подставки виде столбиков или конусов, а Крылышки, хвосты и гребешки удобно вылеплены в виде ленты и слегка изогнуты, чтобы придать волнистость). Сейчас я вам покажу, как можно слепить птичку. Идет показ воспитателем как лепить птичку. Затем дети самостоятельно выполняют лепку птички.
Затем выставка игрушек в группе, обсуждение выполненной работу с детьми.